{% currentStation == 'nashe' || currentStation == 'rock' ? 'Сообщение ведущим' : 'Сообщение в эфир' %}

Отправить сообщение

Сообщение бесплатное

Прием сообщений ведущим доступен через telegram-бота.

В студии сейчас никого нет, поэтому отправить сообщение некому 🙁

Ошибка. Попробуйте обновить страницу

Ваше сообщение отправлено!

Было бы вам удобно писать в эфир через бота в Telegram вместо сайта?

Авторизация через социальные сети
Вконтакте
Новости НСН

Как Борис Гребенщиков* и Сергей Курехин катали новогодние корпоративы

Делимся фрагментом книги Алексея Кушнира «Сергей Курёхин. Безумная механика русского рока» о новогодних приключениях музыканта с Борисом Гребенщиковым*.

После шухера в Париже Курёхин с Гребенщиковым* решили, что им море по колено, что, в общем-то, полностью соответствовало действительности. Теперь их буйные мысли обратились в сторону неизведанного цивилизацией рок-н-ролльного досуга под названием «Новогодняя елка». Выпивая на квартире у кинорежиссера Дмитрия Месхиева, патриархи решили возродить идею ассамблеи и сделать её ежегодной.

«Это, конечно, была полная авантюра, — вспоминает Гребенщиков*. – Курёхин внезапно заявил: ”У меня есть люди, которые могут заплатить деньги… И все, что мы захотим, они сделают…” Первоначально мы обрадовались и решили пригласить в гости западных звезд и политиков – от Дейва Стюарта до Рональда Рейгана… Но в итоге русские меценаты не смогли это оплатить».

Тогда наши ленинградские ковбои решили обойтись собственными силами, включив в действие «План Б». Они зафрахтовали питерский Дом Кино и разослали светской богеме пригласительные билеты, на которых профили устроителей были вписаны в орнамент из кур с гребешками. Из текста следовало, что Курёхин и Гребенщиков* приглашают гостей на «Дружескую ассамблею «Асташков и Комод», цель которой – «глобальное единение народов в преддверии надвигающейся катастрофы». Под столь значимым заявлением было пропечатано легкомысленное: «Целуем. Боря*, Сережа».

Дальше – больше. Из Москвы был выписан специальный рейс новогоднего «киносамолета», забитый режиссерами, актерами, модельерами и рок-звездами. Курёхину удалось невозможное – убедить авиакомпанию «Lufthansa» стать одним из спонсоров этого безумия. Вечером 30 декабря 1991 года Капитан доставил из столицы звездный десант в составе: Сергей Соловьев, Павел Лунгин, Гарик Сукачев, Лия Ахеджакова, Алика Смехова, а также Костолевский, Мирошниченко, Тодоровский, Адабашьян, Полищук, Юдашкин и Маргарита Терехова, одетая по случаю в кожаный лётный шлем.

В кругах питерской богемы пронесся слух, что в Доме Кино все будет пышно, богато и буржуазно. В ожидании новых чудес «от Курёхина» состав местной делегации оказался не менее пестрым: мэр Анатолий Собчак, Слава Бутусов, Вера Глаголева, Олег Гаркуша, астролог Глоба, митьки Шагин и Флоренский, художники Хвостенко и Белкин.

В морозную декабрьскую ночь у входа в Дом Кино искрился фейерверк, скакали казаки с шашками наголо, а в фойе лилась нежная симфоническая музыка.

«Курёхин и Гребенщиков* встречали гостей возле парадной лестницы, — писал «Московский комсомолец» в январе 1992 года. – Жали руки и целовали ручки. Справа их превосходительство Сергей Анатольевич, в белом смокинге с блестящими пуговицами. Слева их высокопреосвященство Борис Борисович* в свежеотпущенной бороде, которой полтора месяца назад еще не было. Семен Фурман во фраке зычно объявлял новоприбывшим: «Лидия Шукшина! С дочерью! Анатолий Собчак! С супрру-гой!» Маргарита Терехова! Са-авершенно одна!» С потолка свисали ленты, дождь, хвоя, оркестр играл полонезы и котильоны, а гости занимали места за столиками, вольно разбросанными вокруг микрофонов…»

Акция началась с концептуального жеста Курёхина, который вышел на сцену с бокалом шампанского, и смущенно потупив взор, заявил: «Длительное употребление наркотиков, хронический алкоголизм, разнообразные излишества и неправильный образ жизни привели нас к необходимости… уйти в монастырь. О чем мы и сообщаем друзьям. Опустошенные, психически больные, наполовину невменяемые, мы решили очиститься и покаяться. Но это будет монашество нового типа: сочетающее тотальную святость, предпринимательство и порок».

Затем хлебосольный Капитан призвал всех гостей срочно восстановить генофонд, который уничтожался в стране последние 74 года. Загадочным образом эта тема послужила началом невиданного пира — официанты начали подавать на столы молочных поросят, жареных куриц и красную икру. Ближе к полуночи квартет в составе Лунгин, Полищук, Адабашьян и Гаркуша принялся чудить, в результате чего актриса осталась без голоса, художник дважды грохнулся со стула, а затем произошло массовое исполнение песни «Хочу лежать с любимой рядом, а с нелюбимой не хочу». Художник Белкин, потеряв жизненное равновесие, рухнул с высоты птичьего полета на смущенную Терехову. И только под утро тела полуживых столичных актеров удалось погрузить обратно в самолет.

Прошел год, в течение которого в голове у Курёхина появились новые идеи на тему рождественских хэппенингов. Поэтому для очередной предновогодней акции Капитан выбрал максимально странное место – Государственную академическую капеллу имени Глинки, которую он чтил как цитадель классической музыки. На это раз Маэстро постарался и рыбку съесть и не простудиться. Другими словами, соблюсти пиетет и устроить фиесту без казаков и самолетиков с актерами.

Малообъяснимым образом эта новогодняя акция проходила в начале ноября, но без ущерба для качества перфоманса. В святом месте, где Капитан неоднократно выступал с фортепианными концертами, творилась классическая «Поп-Механика». Судя по замыслу, «Новогодний бал Сергея Курёхина» был пародией на творческие вечера деятелей постсоветской культуры. В качестве либретто Маэстро исполнил провокационный монолог, прославляющий слабоумие. Затем надел на голову полиэтиленовый пакет с прорезями и начал подыгрывать фривольной балерине в пуантах, которая, исполнив несколько па, начала извлекать из неподключенной гитары композиции в стиле фламенко.

Вскоре к божественной девушке присоединился аккордеонист «Аквариума» Сергей Щураков. Под их неземную акустику известный киноактер Александр Баширов кувыркался, а два Деда Мороза дрались посохами. В финале Курёхин на чистейшем украинском языке прочитал наизусть малоизвестное стихотворение Леси Украинки – естественно, посвященное весне.

…В канун 94-го года Курёхин замахнулся на гигантский Центральный выставочный зал Манежа. В тот момент у Капитана были идеальные отношения не только с «Пятым каналом», редактора которого всегда поддерживали его сумасшедшие начинания, но и с властями города. Тогда Маэстро искренне казалось, что по примеру европейских столиц реально найти компромисс между художниками и городской администрацией. В ближайших планах Курехин представлял в Питере и новый Музей Современного искусства, и Храм имени Джона Леннона, и целую сеть небольших рок-клубов и художественных галерей. А пока что он добился разрешения провести в Манеже большой сборный концерт под названием «Новогодний сон Сергея Курёхина».

«Затейник и провокатор Курёхин дружил с администрацией города и устраивал дорогостоящие новогодние представления, — вспоминает музыкант «Аквариума» и «Наутилуса» Олег Сакмаров. – Сергей умел находить на это средства и человеческие ресурсы. Он приглашал всех, и многие приходили, и в том числе — властные структуры. Таким образом, Капитан целенаправленно работал по слиянию истеблишмента и авангарда. Не столько в стилистическом смысле, сколько в культурном. И на уровне Питера у него это замечательно получалось».

Призвав на помощь музыкантов «Поп-Механики», Капитан устроил в новогоднюю ночь невиданное действо. Акция носила коммерческий характер – места за столиками продавались по баснословным ценам и вскоре были полностью выкуплены. Капитан анонсировал предстоящее действо как традиционный «Голубой огонек», но увиденный через специальную линзу и носящий характер легкой паранойи.

«Гений авангардного искусства», как окрестил себя Курёхин в многочисленных анонсах, пригласил на действо всю питерскую знать – от работников мэрии до сотрудников иностранных консульств. Вся акция проходила под издевательским лозунгом «Авангард – это ваш стиль».

«Накануне концерта Капитан сказал мне и Наилю Кадырову: «Сыграйте пару песен», — вспоминает Алексей Рыбин. – Мы сыграли в две гитары акустику и получили по огромной «котлете» денег. Денег было так много, что мы пили потом целую неделю. Я думаю, что Сережа таким образом просто разводил зарождающийся класс олигархов и при этом невероятно веселился. Ему нравилось, что какой-то идиот покупает за 500 $ столик, приходит с дочерьми, женами в бриллиантах и смотрит, как свинью таскают на веревке по Манежу».

Всю ночь на сцене творился типичный курёхинский беспредел. Гостей развлекал симфонический оркестр Тимура Когана и целая волна питерских инди-групп: от «Камикадзе» до «Опасных соседей». Дизайнер «Аукцыона» Кирилл Миллер в костюме белой собаки изображал символ грядущего Года Собаки, а два Деда Мороза – актер Семен Фурман и некрореалист Циркуль таскали на веревках вдоль сцены пьяных свиней. Михаил Сергеевич Боярский пел песню «Любимый мой дворик» — в финале композиции бухие некрореалисты пытались засунуть поросенка за пазуху народного артиста России.

Слава Бутусов с детским хором исполнял «Ой, мороз-мороз», а Марина Капуро перепевала «Happy New Year» группы «ABBA». На смену совершившим легкий стриптиз девушкам из «Колибри» была делегирована группа «Браво», после которой Курёхин торжественно объявил… Элвиса Пресли и с ухмылкой включил на полную громкость фонограмму «Rock Around the Clock». В зале начались настоящие психоделические танцы с участием красивых женщин, мужчин и животных.

В разгар празднества по залу бродили хмурые люди в длинных пальто со спрятанными под ними автоматами. Быстро напившись, они стали палить в воздух из всех видов пневматического оружия, отмечая таким образом Новый Год. Дозы беспредела, алкоголя и кислоты оказались настолько лошадиными, что в процессе утренней прогулки по Невскому некоторым гостям начинало казаться, что статуи на крыше Зимнего Дворца поют ангельскими голосами и танцуют рок-н-ролл.

В ДАННОМ ВИДЕО СОДЕРЖАТСЯ СЦЕНЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ. ПОМНИТЕ, ЧТО ЧРЕЗМЕРНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ ВРЕДИТ ВАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ

Однако Курёхин на пару с Сергеем Дебижевым покинул Манеж отнюдь не в приподнятом настроении. Прямо на их глазах начиналась эпоха «бандитского Петербурга», в которой Капитан пока не видел места ни для себя, ни для своих идей. Над Питером поднималась заря новой жизни.

* внесен Минюстом России в единый реестр иностранных агентов

Источник

Вернуться к списку новостей

Новости, которые вас могут заинтересовать

Другие статьи по тегам

{% status[currentStream]['station'] %}

{% status[currentStream]['artist'] %}

{% status[currentStream]['title'] %}

НАШЕ Радио

{% artistOther('nashe') %}

{% songOther('nashe')%}

{% track.date_formatted %} {% track.artist %} / {% track.title %}

ROCK FM

{% artistOther('rock') %}

{% songOther('rock')%}

{% track.date_formatted %} {% track.artist %} / {% track.title %}

Радио JAZZ

{% artistOther('jazz') %}

{% songOther('jazz')%}

{% track.date_formatted %} {% track.artist %} / {% track.title %}

Радио ULTRA

{% artistOther('ultra') %}

{% songOther('ultra')%}

{% track.date_formatted %} {% track.artist %} / {% track.title %}

Последние
10 песен

Закрыть
{% track.date_formatted %} {% track.artist %} / {% track.title %}