Борис Гребенщиков написал «Древнерусскую тоску» во время отдыха с семьей в Египте. У него не было с собой даже гитары.
По словам БГ, сначала родилась одна строчка, которая потянула за собой другую, а дальше слова пошли потоком – оставалось лишь записывать. Через полтора часа композиция была готова.
Первыми слушателями стали дети музыканта, которые назвали ее «отличным рэпом».
Название песни БГ взял у академика Дмитрия Лихачева, одного из крупнейших историков древнерусской литературы. Свое понимание этого выражения Борис Борисович объяснял по-разному, в свойственном ему иронично-пространном стиле.
В обычное время вы с тоской смотрите на суету вокруг себя и раздражаетесь на то, что принуждены в ней участвовать без всякой цели и смысла. Это настроение “Древнерусской тоски”. Но после того, как внутрь вас перемещается пол-литра водки, в вас поднимается уже не тоска и не раздражение, а могучая скорбь, сопряженная с осознанием величия происходящего. Это настроение называется “Скорбец”, описывается в одноименной песне и присутствует в “Русском альбоме”
Злопыхатели, конечно же, отметили сходство текста «Древнерусской тоски» со словами песни «Лукоморья больше нет» Владимира Высоцкого.
Кстати, лидер «Алисы» Константин Кинчев говорил в интервью «Вечерней Москве», что в «Древнерусской тоске» содержится «неприкрытое кощунство», которого его печалит, но другие песни Гребенщикова он слушает с удовольствием.