{% currentStation == 'nashe' || currentStation == 'rock' ? 'Сообщение ведущим' : 'Сообщение в эфир' %}

Отправить сообщение

Сообщение бесплатное

Прием сообщений ведущим доступен через telegram-бота.

В студии сейчас никого нет, поэтому отправить сообщение некому 🙁

Ошибка. Попробуйте обновить страницу

Ваше сообщение отправлено!

Было бы вам удобно писать в эфир через бота в Telegram вместо сайта?

Авторизация через социальные сети
Вконтакте
Чайф
Давай вернемся (1990)

1991 год

• Империя СССР прекращает свое существование

• По итогам референдума Ленинграду возвращено историческое название Санкт-Петербург

• США проводит в Ираке операцию «Буря в Пустыне»

• Борис Ельцин становится первым Президентом России, получив 57,3% голосов избирателей

• Закрываются программы «Взгляд» и ТСН

 

В том же году фирма грамзаписи «Мелодия» предлагает группе «Чайф» записать первый виниловый альбом. Команда решает завершить работу над новым материалом, начатую в конце 1990 года, и в 1991 году выдает альбом «Давай вернемся».

Я вот сейчас пытаюсь вспомнить, в какое время года происходила запись альбома, и не могу вспомнить. Помню, что было как-то сыро и гадко, скорее всего это была или весна, или осень.

Группа «Чайф» была создана в 1976 году – именно эту дату называет ее основатель Владимир Шахрин. Именно тогда школьник Шахрин знакомится с Владимиром Бегуновым, и они организовывают свою команду. Первый состав «Чайфа» собирается вместе в 1984 году. Сейчас «Чайф» это: Владимир Шахрин – вокал, гитара, Владимир Бегунов – гитара, бэк-вокал, Валерий Северин – ударные и Вячеслав Двинин – бас-гитара.

В сентябре 1990 года группа «Чайф» отправляется в Питер (тогда еще Ленинград) для записи нового альбома. Звукозаписывающая компания «Мелодия» предоставляет музыкантам свою студию и обещает выпустить их винил огромным тиражом. По разным причинам в это время в группе происходят перестановки, и в состав вливаются новые музыканты. 

Это было в Питере, где сырость и дождливая погода чувствуются в еще большей степени. У нас тогда благодаря усилиям Андрея Бурлака появилась возможность записать на фирме «Мелодия» свой новый альбом, у нас был готов материал. В группе произошли определенные изменения в составе: на бас-гитаре в этот момент, как раз первый раз ушел Антон Нифантьев, пришел Володя Привалов на бас-гитаре, и появился Володя по кличке Малой – это Володя Желтовских, кто играл на альте, на бубне и делал сальто на сцене. 

В свободное от работы время музыканты знакомятся с достопримечательностями Северной столицы, изучают злачные места города, в связи с чем нередко попадают в необычные ситуации. Хотя сама запись альбома тоже проходит в очень странном месте.

Мы писали, наверное, недели три-четыре, жили в гостинице «Октябрьская» в одном большом четырехместном номере. Каждый день ездили на Василевский остров, где находилась студия «Мелодия». Она располагалась в помещении лютеранской церкви, где в субботу с утра проходили службы, а все остальное время звучала музыка.

Кое-как привыкнув к новым условиям, ребята успокаиваются и приступают к работе. Вероятно, под впечатлением от увиденного одной из первых для нового альбома записывается композиция с символическим названием.

Песня «Открытие», по-моему, хорошая философская притча, которая о простых человеческих истинах, о простых и понятных вещах, практически библейских. То, о чем там поется, мы знаем с детства.

Была замечательная история, когда на песне «Открытие» в студию пришел Саша Ляпин, игравший тогда в «Аквариуме», и мы ему сказали: «Сань, может, ты сыграешь нам сольный кусок?». Он говорит: «Да запросто!» Взял гитару, руками все это подтянул. Один раз послушал, мы сказали вот отсюда до сюда, он говорит: «Отлично!». И великолепно сыграл кусок, поэтому он вошел в эту пластинку. 

Тем временем, жизнь в новой России бьет ключом и, как добавляет народная мудрость, все больше по голове. В январе 1991 года министр финансов Валентин Павлов объявляет о денежной реформе и изъятии из обращения старых 50 и 100-рублевых купюр. За три дня гражданам разрешается обменять в сберкассах сумму, не превышающую их месячного оклада. Свое решение правительство оглашает в вечернем телеэфире, и предприимчивый житель тогда ещё Советского Союза тут же предпринимает решительные действия. Одними из первых под удар хитроумности граждан попадают таксисты, работающие вечером на смене и ничего не подозревающие о реформе. Народ ловит такси и обменивает старые купюры на скопившуюся за день у шофера мелочь. Уже на утро следующего дня этот фокус не проходит, купюры принимают только сберкассы, в которые выстраиваются километровые очереди. Кассиры работают практически круглосуточно. Но еще сложнее дела с обменом обстоят у группы «Чайф», которая на время покидает студию, отправившись с концертами на Дальний Восток. 

У нас был большой тур по Дальнему Востоку, и однажды мы въезжаем в город то ли Уссурийск, то ли еще какой-то, в общем где-то на дальнем Востоке, и вдруг видим людей, которые стоят в очереди в сберкассу в 6 или в 7 утра. Во нравы, думаем, в этом городе – в 6 утра в очереди в сберкассу стоять. И вдруг мы днем узнаем, что у нас отменили 50-ти рублевые деньги, они больше не ходят, по стране их можно поменять только в сберкассе. Так получилось, что у наших техников, которые ездили с нами, сбережения были в 50-ти рублевых деньгах. У музыкантов, слава богу, денег не было, мы практически не получили ничего за тот тур, в общем тогда у нас денег не было, проблем не было, а у них были, и они сделали гениальных ход: вечером они в гостинице познакомились с двумя китайцами и купили у них за эти деньги кучу какого-то товара: кожаные куртки, еще чего-то. Вечером радостные китайцы пошли в ресторан в гостинице, чтобы отметить это событие, а у них эти деньги не взяли… Китайцы уже здесь жили неделю, они говорили: «Как же? Вчера можно было, сегодня уже нельзя». 

Вернувшись с Дальнего Востока, музыканты тут же придумывают название для своего будущего альбома. То ли им по кайфу прошедшие гастроли, то ли дает о себе знать тоска по родному Екатеринбургу, но так или иначе диск получает название «Давай вернемся», как и одна из композиций пластинки. Но главной песней альбома, да и пожалуй, визитной карточкой группы «Чайф» станет совсем другая вещь.

«Ой-йо» — на этой песне группе достаточно сыграть только вступительные аккорды, дальше уже ничего не слышно — настолько громко поет зал.

Песня «Ой-йо» абсолютно уникальная песня, которую мы поем на каждом концерте вот уже лет 15 практически, и не надоедает абсолютно, и каждый раз она по-новому звучит, и каждый раз ты в это «ой-йо», в это междометие вкладываешь новые какие-то мысли, новые слова, и понимаешь, что с публикой происходит то же самое. 

“Никто не услышит” после выхода альбома была услышана всеми, и тут же включена в гитарный репертуар дворовых компаний, общажных вечеринок и студенческих тусовок, а со временем получила второе, народное имя – «Ой-йо».

В начале апреля 1991 года в московском Дворце Спорта «Крылья Советов» состоялся масштабный рок-фестиваль, названный его организаторами из «Комсомольской правды» и телекомпании «ВИД» «Рок против террора». Помимо уникальной возможности для ведущих рокеров страны собраться вместе, фестиваль ставил перед собой благородную цель: всю прибыль от акции передать жертвам трагических событий в Прибалтике и в Закавказье. Участвующий в фестивале «Чайф» оказался в одной компании с «ДДТ» «Алисой», «Бригадой С», «Наутилусом», «Аукцыоном» и еще добрым десятком групп. Фестиваль представлял собой восьмичасовое шоу, проходящий почти без пауз в переполненном зале Дворца Спорта. Одно из условий, выдвинутое администрацией «Крыльев Советов», гласило, что концерт должен закончиться к 23 часам. Соответственно, времени на настройку у музыкантов практически не было, и в среднем каждая группа успевала сыграть по 3-4 композиции. «Чайфы» исполнили несколько песен, в том числе и новую композицию – «С войны».

Песня «С войны», была написана в Питере, и я могу сказать, что мы жили на Петроградке в каком-то полузаброшенном доме, полузаброшенной квартире. Какой-то просто жуткий, абсолютно разбитый двор, куда мы заходили и ночевали несколько дней в хорошей компании. Туда приходили Слава Задерия, это вот тот самый, Алиса, именем которой была в последствии названа группа «Алиса». В разговоре, он как раз рассказывал о каких-то своих личных переживаниях, семейных отношениях, об отношении с женщиной, и вдруг я понял, что действительно мы как бойцы, как бойцы рок-н-ролла бьемся на фронте, и в один прекрасный момент ты приходишь, а дома тебя ждали, ждали, но не дождались, устали ждать, и поэтому вот эта песня. Она про мужчину-война, каждый мужчина воин, и зачастую очень сильно увлекается этой войной, своим делом, которым он занимается.

«С войны» — уникальная вещь. Она никогда не показывалась по телевидению, на нее нет клипа, но во всех рейтингах поклонников она одна из самых популярных. Мы не часто ее играем, мне не хочется ее заигрывать. 

Несмотря на то, что альбом «Чайфа» «Давай вернемся» был готов к выпуску в 1991 году, случилось непредвиденное. Запись принадлежала фирме “Мелодия”, которая в этот момент распалась, и стало непонятно, какова дальнейшая судьба материала и будет ли он когда-нибудь опубликован. 

С «Мелодией» в принципе никаких проблем не было, просто в 1991 году фирма практически перестала выпускать пластинки, распалась. И вот в это межсезонье пленка, записанная на деньги за счет фирмы «Мелодия», лежала у них на складах. Потом уже фирма «Фили» выкупила у «Мелодии» этот альбом, и так получилось, что он вышел не в 1991 году, а уже, по-моему, в 1993 или 1994.  Альбом вышел уже на виниловой пластинке. Я думаю, что это тоже один из интересных нюансов. Этот альбом имеет виниловую форму, и немногие группы могут похвастаться виниловыми пластинками, а у нас их четыре как минимум, а то и пять. 

Кроме того, к весне 1991 года был готов еще один диск «Чайфа» под названием «Четвертый стул».  Это был саундтрек к, так и не вышедшему, одноименному фильму. Диск был записан быстро, но увы, тоже лег на полку, как и «Давай вернемся». Впоследствии, чтобы не было путаницы «Давай вернемся» датировали 1990 годом, когда началась запись материала, а «Четвертый стул» — 1991 годом.

Пока альбомы пылились на полке, «Чайфы» исполняли новый материал на концертах – в  живом варианте он все-таки доходил до слушателя. Какие-то песни нравились публике больше, какие-то меньше.

Как и во многих наших пластинках, те песни, которые наиболее нам нравятся в этом альбоме остались публикой не очень замеченные, то есть нам очень нравится песня «Матрос», которая хорошо сделана по стихотворению и очень точно отражает время 1991 года, то, что происходило тогда в стране, поется в этой песне. Она интересно звучит, современно звучит даже вот в нынешнее время, по аранжировке звучит современно. Но как-то вот она осталась практически не замеченной. 

«Матрос» — одна из немногих песен альбома «Давай вернёмся», которая  так и не стала народным хитом. Некоторое время музыканты ещё играют её на концертах, но со временем она исчезает из плейлистов группы.

«Давай вернемся» становится первым профессионально записанным альбомом группы «Чайф». Технологических и музыкальных новаций в диске было много. Некоторые по причине развития технологического процесса, а некоторые по причине безалаберности коллектива. Так, музыканты впервые использовали для записи 24-хдорожечный магнитофон. А иногда они так увлекались техникой, что забывали прописать целые партии.

Была очень хорошая история, когда песню «Псы с городских окраин» мы уже записали и свели, а потом думаем, чего же в ней не хватает? И оказалось, что мы забыли записать одну из важных гитарных партий – рифовую, просто забыли. В песне нет стержневого рифа, вот именно на пластинке, поэтому мы ее потом переписали уже в альбоме «Дети гор», скорее всего по этой причине. 

Тогда в общем-то мы этими псами и были. То была песня изнутри этой псарни, из этой псовой стаи. Сейчас, конечно, мы изменились, мы повзрослели, наше социальное положение изменилось, но мне приятно, что я все еще чувствую эту песню, и значит я чувствую те вибрации, которые в этой стае происходят. И когда мы поем, публика ее подпевает, значит, доверие улицы не потеряно. 

Через два года музыканты добавят к этой песне забытую партию гитары и вставят её в альбом «Дети Гор». Песня так же обретет название, присвоенное ей за это время народом. Из «По-другому не прожить» она превратится в более привычную меломанскому уху «Псы с городских окраин».

«Псы с городских окраин», безусловно, одна из самых программных вещей группы «Чайф», и мы не часто, но играем ее на концертах. И могу сказать, что сегодня на репетиции мы как раз ее пару раз повторяли, и я понимаю, что меня все еще прет от этой песни, что она меня вставляет.

Тем временем на дворе продолжался нелегкий для России 1991 год – что ни месяц, то новое потрясение. И все это на фоне затянувшегося продовольственного кризиса.

Что касается продовольственного кризиса, я помню, что в Москве в это время мы часто жили в гостинице «Салют». Это, по-моему, Юго-западный район. В общем, на какой-то из окраин. Купить в магазине еды или поесть где-то в столовке было практически невозможно, мы ходили к станции метро, где бабушки продавали всякую снедь: пирожки и всякую ерунду. Этим мы травились каждый день. И была тоже хорошая история, когда мы решили шикануть и купить целую курицу, приготовленную бабушкой. Долго выбирали курицу, потом Бегунов одну взял за лапу и говорит: «О! Солидол!». На что бабушка завопила: «Какой солидол! Люди добрые, в чистом масле, никакого солидола, что ж вы несете?». 

После этого случая музыканты решают включить в альбом композицию с названием «Там, где нет ничего», которая, однако, напоминает нам о  затянутыми паутиной прилавках  только названием. 

Я не очень сейчас чувствую песню «Там, где нет ничего», но допускаю мысль, что тогда для меня это было очень важно, и что эта песня была не на потребу написана, а вот так думалось. Однако сейчас я, честно говоря, не очень ее понимаю.

Еще бы! Как-никак, много лет прошло! И неспроста у этой песни имеется еще одно название – «Молодежная». А ведь группу «Чайф» все чаще не молодежной зовут, а легендарной.

События, получившие название «августовский путч», фактически стали катализатором распада Советского Союза. После провала ГКЧП республики, остававшиеся на тот момент в составе СССР, одна за другой начали провозглашать независимость. Этот процесс завершился подписанием соглашения в Беловежской Пуще, легализовавшего распад империи. В августе же 1991 года, группа «Чайф» находится далеко от Москвы, и никоим образом не принимает участия в революционных действиях. В этот момент они колесят по Уралу в рамках совместного тура с итальянской группой «RIFE».

Что касается августовского путча 1991 года: во время него мы были с итальянской группой «RIFE» в туре по Уралу. Мы находились где-то вот в одном из северных городов, то ли Североуральск, то ли Карпинск, в общем где-то на севере Урала. Жили на территории пионерского лагеря, где был старый черно-белый телевизор, который еле-еле работал. Когда начали показывать весь путч, и танки на улице, и все это ГКЧП, итальянцы, находясь на севере и смотря на это, начали кричать: «Что же делать? Надо брать оружие». Мы говорим: «Вы не представляете, насколько это далеко. И что мы в этом пионерском лагере ничего не можем сделать. Мы будем находиться тут еще два дня». Днем мы пошли и набрали грибов прямо на территории пионерского лагеря, и тетя Маша, сотрудница лагеря, нажарила целый противень с ними. Итальянцы начали мысленно делить их на порции в итальянских ресторанах, и пересчитывать, сколько могут стоить вот эти вот два ведра жареных белых грибов. А мы сказали, что у нас этого до полна. 

Под впечатлением событий в столице «Чайфы» начинают активно включать в концертную программу свою старую песню.

Песня “Ты моя крепость” была записана музыкантами ещё в 1989 году на студии Ленинградского Дворца Молодежи и впервые была издана на альбоме того же года “Не Беда”. Тогда она носила название «Крепость». В 1991 году «Чайфы» включают её в трек-лист альбома «Давай Вернемся».

В сентябре 1991 команда отправляется с ответным визитом в Италию, где их радушно встречают музыканты уже такой родной группы «RIFE».

В начале сентября, когда мы с ответным визитом поехали в Италию и когда весь север Италии был увешан плакатами и лозунгами: «В России демократия сильнее, чем танкер», «Россия, мы с тобой». Нас везде встречали как героев, мы выходили на сцену, нам все аплодировали, но нам было стыдно, что мы в принципе весь этот кризис под танки не бросались, что мы были в пионерском лагере на севере Урала. В конечном итоге один из мальчиков группы «RIFE» оказался каким-то потомственным, именитым итальянским графом, и на один из концертов пришел его папаша-графин со своей графиней и отсмотрел весь концерт, потом подошел, сказал, что они всей семьей благодарят нас за то, что мы спасли в такую трудную годину их сына, за то, что с ним ничего не случилось, что они так переживали, когда понимали, что он где-то там в России. И подарил нам всем по такой красивой коробочке именных персональных часов. Мы очень долго носили эти часы, и потом уже, как гласит легенда, когда Володя Желтовских уже не играл в группе, у него были какие-то финансовые проблемы, он пошел в ломбард эти часы заложить, и  их посмотрели, взяли, сказали: «Молодой человек, а вы в курсе, что они позолоченные?». То есть никто из нас даже в общем-то этого и не понял. 

Действительно, реакция на то время, когда менялся строй, разваливалось государство, нам предлагались какие-то разные схемы. Мы первый раз это увидели, когда люди с телевизора, по радио говорили, как нужно обустроить нам мир. Тогда это был как некий крик души: «Можете делать все, что хотите, только оставьте нам нашу любовь», это единственное, что для нас незыблемо.

В мае 1993 года президент России Б.Н. Ельцин неожиданно награждает Андрея Макаревича и Константина Кинчева медалью «Защитник свободной России» — в связи с путчем 1991 года. Возможно, не будь тогда у «Чайфа» гастролей с группой «RIFE», точно такая же медаль была бы и в коллекции Владимира Шахрина.

Однако альбом «Давай вернемся» пока не удавалось выпустить, и существовал он только на аудио-кассетах, «Чайф» продолжали бороздить просторы родины, дабы донести до слушателя свой новый материал. Весь июль 1991 года «Чайфы» участвовали в туре на поезде ЦК ВЛКСМ от Питера до Сочи вместе с группами «НЭП», «Аукцыон», французской командой «MIKE REMBOUD» и представителями новорожденного советско-американского журнала «Новый фермер». Гастроли проходили с приключениями. Концерты то и дело отменяли по разным невнятным причинам. Периодически веселый состав отставал от графика, зависая в каком-нибудь хлебосольном городе. В конечном пункте тура – в городе Сочи — всей тусовке дали 15 минут на саунд-чек и разрешили играть не более 2-х часов. Как только время истекло, администрация зала просто вырубила электроэнергию. На этом тур был закончен. До конца 1991 года – музыканты побывали ещё в Казахстане и выступали на Байкале с программой «Рок чистой воды». На всех концертах новую версию песни “Не Беда” зрители принимают «на ура».

«Поплачь о нем» — я не помню как ее написал, это было давно. В момент, когда в мужчине просыпается мальчик, он обижается на всех. В конечном итоге она стала совсем про другое. Особенно когда стали уходить лучшие люди. На эту песню тоже нет клипа, но ее знают все.

Записанная в 1989 году для альбома «Не Беда», песня получает вторую жизнь на альбоме «Давай Вернемся» и на долгие годы становится неотъемлемой частью всех фестивалей и выступлений группы «Чайф». На концерте, посвященному Дню рождения Виктора Цоя, «Чайфы» исполняют эту песню с Гариком Сукачевым, который впоследствии включит её в альбом «Все это рок-н-ролл».

Альбом «Давай вернемся» пролежал на полке целый год, и был издан в 1992 году, после того, как фирма “Фили” выкупила у “Мелодии” права на материал. Позднее – все-таки лучше, чем никогда, и поклонники группы «Чайф», а также просто любители хорошей музыки все-таки смогли услышать эту пластинку, без которой история «Чайфов» была бы неполной. Альбом без всяких сомнений можно назвать самым хитовым в жизни уральского коллектива, и собираясь на очередной концерт группы, можно быть уверенным: без «Ой-йо», «Поплачь о нем» или «С войны» никак не обойдется! Без них и «Чайфы» не «Чайфы». 

«Давай вернемся». В общем, говорить про эту песню мне очень трудно, потому что мы ее часто поем, она периодически в нашей программе возникает, и это говорит само за себя, песня-долгожитель, которую петь приятно, и в общем, мы получаем от нее удовольствие до сих пор.

Альбом «Давай вернемся» — это часть нашей музыкальной истории, символ очень тревожного и тяжелого 1991 года. Через некоторое время будет создан фан-клуб группы «Чайф», появятся первые видеоклипы коллектива, Владимир Шахрин посетит чемпионат мира по футболу во Франции, но это уже совсем другая история…

Вернуться к списку альбомов

{% status[currentStream]['station'] %}

{% status[currentStream]['artist'] %}

{% status[currentStream]['title'] %}

НАШЕ Радио

{% artistOther('nashe') %}

{% songOther('nashe')%}

{% track.date_formatted %} {% track.artist %} / {% track.title %}

ROCK FM

{% artistOther('rock') %}

{% songOther('rock')%}

{% track.date_formatted %} {% track.artist %} / {% track.title %}

Радио JAZZ

{% artistOther('jazz') %}

{% songOther('jazz')%}

{% track.date_formatted %} {% track.artist %} / {% track.title %}

Радио ULTRA

{% artistOther('ultra') %}

{% songOther('ultra')%}

{% track.date_formatted %} {% track.artist %} / {% track.title %}

Последние
10 песен

Закрыть
{% track.date_formatted %} {% track.artist %} / {% track.title %}