{% currentStation == 'nashe' || currentStation == 'rock' ? 'Сообщение ведущим' : 'Сообщение в эфир' %}

Отправить сообщение

Сообщение бесплатное

Если номер телефона указан неверно, сообщение не будет доставлено ведущим, а в случае победы вы не сможете получить приз

Ваше сообщение отправлено!

Авторизация через социальные сети
Вконтакте
Ногу свело!
Счастлива, потому что беременна (1997)

1997 год

  • Разбилась принцесса Диана
  • Шахматный компьютер «Deep Blue» обыграл чемпиона мира Гарри Каспарова
  • Майк Тайсон откусил ухо Эвандеру Холифилду
  • Станция «Мир» получила повреждения при столкновении с космическим кораблем «Прогресс»
  • На киноэкраны вышел фильм Джеймса Кэмерона «Титаник»

А на волнах отечественных FM-радиостанций в это время звучит следующее:

 

Можно было бы назвать 1997 год переломным. Новая эпоха еще не началась, старая уже заканчивалась. Но все было немножко не так. Перелом наступил в следующем, 1998 году. Тогда был дефолт, были массовые увольнения, пошли рельсовые войны и были перебиты последние новые русские. Те самые, из анекдотов. А в 97-м они еще гуляют. В том году снимаются самые дорогие телешоу и видеоклипы. Тогда в журнале Forbes в списке самых богатых людей мира впервые появились россияне – при том, что большая часть страны месяцами не получала зарплату. Тогда Москва обогнала все столицы мира по числу казино. В обстановке всеобщего карнавала казалось возможным абсолютно все. Тогда же герои нашей «Летописи» решили замахнуться на двойной концептуальный альбом.

Максим Покровский. Основатель и бессменный лидер группы «Ногу Cвело!». Вокалист, бас-гитарист и автор песен. Любитель экстремальных гонок. Участник шоу «Ключи от форта Боярд» и «Последний герой. Конец игры».

Как появилась концепция, я, честно говоря, не помню. Скорее всего она появилась от названия песни. Поясню. Дело в том, что, как приходит концепция песни, ее текст, ее название, я не очень хорошо помню. Но я очень этому рад… На самом деле, я очень часто говорю, что не помню, как приходят мелодии или ключевые слова текста. И это замечательно. 

Материал для диска копился долгие годы и на одну пластинку явно не помещался. Поэтому альбом решено было сделать двухчастным. Причем обе части должны были выйти со строго определенным промежутком. Что тоже было частью концепции.

Это название появилось еще давным-давно, в 1993 году. И появилось такое желание — сделать альбом под названием «Счастлива, потому, что беременна». Но в 1993 году случилось замечательное событие, это «Поколение девяносто три». После того как мы стали очень популярны, нам сняли видеоклип, и мы стали писать «Сибирскую любовь», которая включила в себя некоторые новые песни, которые по концепции не очень подходили к «Беременной», еще и потому, что мы взялись за производство хорошей фонограммы. Но эта концепция (я возвращаюсь к «Беременной»), она осталась. Она осталась в нас и жила, и ждала своего часа.

Промежуток между так называемыми «Синей» и «Зеленой» частью альбома должен был совпадать со сроками беременности. Чуть больше 9 месяцев. Точнее говоря, 280 дней.

«280 дней» появилась вот в те самые 90-е, даже перед поколением 93. Соответственно, в самом начале 1993 года она очень нравилась «хохлу», то есть Жене Митрофанову, который ее называл «Красногвардейская» или «Красноармейская». И в свое время он хотел сделать на эту песню видеоклип. Жене многое нравилось, это был один из творческих порывов, когда музыка увлекала режиссера.

Евгений Митрофанов по прозвищу «Хохол», о котором говорил Макс Покровский, – это режиссер и автор большинства клипов «Ногу Свело!» того времени. Песня «280 дней», которая так понравилась Митрофанову, экранизирована, однако, не была.

Нет, мы клипа не сделали. Но творческий человек и музыкант, и режиссер загорается во много раз чаще, чем делает продукт. Это нормальная ситуация. Так же как в любом телевизионном шоу количество отснятого материала во много раз превышает, тот материал, который в итоге входит в смонтированную финальную версию. Так и здесь, хотя мы и загоримся тысячей вещей, но из них, дай Бог, десяток у нас получится.

В своей программе «Намедни», посвященной 1995 году, Леонид Парфенов посвятил один из эпизодов так называемому «несерьезному року». В число «несерьезных» рокеров он включил «Агату Кристи», Чижа и как раз «Ногу Свело!». Трудно сказать, что общего между этими музыкантами – кроме того, что в 95-м они одновременно выпустили блестящие альбомы «Опиум», «Перекресток» и «Сибирская любовь». Сам Макс Покровский с такой оценкой своего творчества согласен лишь отчасти.

Тут и да, и нет. Потому что, естественно, что песни наши пишутся не от противного, не от противопоставления, а от чего-то другого. Поэтому, я абсолютно не понимаю тех журналистов, которые ставят на нас какое-то клеймо. Это клеймо совершенно не соответствует не просто нашему внутреннему пониманию самих себя, но и реальному положению вещей, которое поймет любой, кто просто удосужится послушать альбом.

Действительно, уже на «Синем альбоме» часть песен была написана абсолютно всерьез. Да и чисто юмористические вещи все чаще получались мрачными. Так, вторая композиция альбома, посвященного беременности, называлась «В последний путь».

«В Последний путь» — это песня, которую я исполняю на концертах без бас-гитары, потому что басовая партия играется синтезатором, а также механически работает секвенция. Кстати говоря, в этой песне наш клавишник Витя Медведев тоже очень много поработал. И тут интересно, что мы сейчас даем много комментариев в эфире радио о том, что группа активно занимается внедрением новых технологий, в частности, совмещает использование петелек с игрой на живых акустических инструментах. Но песня «В последний путь» — живой пример тому, как мы это делали сто лет назад не только на концертах, но и на записи. Например, наш барабанщик Антон играет вместе с секвенцией. Мы тогда все это пощупали, попробовали на вкус и в последующие годы не заостряли на этом внимание, так как нам не хотелось бравировать этим или делать это какой-то отдельной страницей в рекламной кампании своего делопроизводства. Мы просто брали и делали.

Про эту песню можно было, конечно, напридумывать многого: насчет концептуальных задумок, близости рождения и смерти человека… На самом деле «В последний путь» была поставлена вторым номером на альбоме просто из соображений общей динамики.

Могу сказать, что песня «В последний путь» стоит вторым номером абсолютно не по идейным соображениям, не по литературным и драматургическим, а только как музыкальное произведение. После такого взбалмошного и напористого произведения как «280 дней» нам очень захотелось поставить такой ровный, спокойный тоже напористый, но по-своему середнячок. Говоря «середнячок», я имею в виду, что, хотя это и песня, которая не звучала как радиосингл и на которую не был снят видеоклип, но, тем не менее от этого наша любовь к ней не становиться меньше. Эта песня очень долго пожила на наших концертах.

Третий номер пластинки стал одним из самых больших хитов «Ногу Свело!». На одну и ту же мелодию Максим Покровский написал два разных текста – и оба в итоге были записаны.

В свое время я хотел сделать текст на украинском языке, который по сути являлся бы литературным переводом первого варианта текста. Но помешала даже не лень, а как всегда занятость, не доделали мы текст. Совсем недавно я был в Киеве в прямом эфире одного телевизионного канала и с удовольствием, с одной стороны хвалился, что существовала такая мысль, с другой стороны жалел, что не довели дело до конца. И я уж не знаю сейчас доведем ли мы его до конца, но, если бы выдалась свободная минутка, и мы бы написали текст на украинском языке «Лилипутской любви», я был бы очень рад. 

Второй вариант «Лилипутской любви» вошел в продолжение «Беременной» — «Зеленый альбом». Ну да не будем забегать вперед. Пока что речь идет о первой части —  и альбома, и песни.

Эта песня принесла нам огромнейший успех, она является одной из самых сильных песен за всю историю нашего существования. Это одна из тех песен, которые помогли нам избавиться от синдрома «Хару Мамбуру», который нам навязывали другие, она же позволила нам по-новому и полюбить «Хару Мамбуру», а не открещиваться от нее. И на тех рок-концертах, которые исполняются перед публикой, знающей нас очень хорошо, «Лилипутская любовь» поется вторым номером. А на совсем больших концертах, когда мы не включаем первым номером песню «Черви», мы начинаем всю историю именно с песни «Лилипутская любовь», она сразу задает тон, она сразу ведет нас и публику туда куда нам нужно. 

В те годы группа «Ногу Свело!» могла позволить себе по несколько видеороликов с альбома. «Лилипутская любовь-1» тоже была экранизирована и активно крутилась на телеэкранах, хотя сейчас Максим вспоминает этот клип без особенного удовольствия.

Видеоклип на эту песню является для нас самым нелюбимым. Я открываю этот секрет тем, для кого это действительно еще секрет, ведь я уже ни раз об этом говорил. Почему мы не любим клип «Лилипутская любовь»? Я не знаю. Думаю, можно было бы снять что-то более интересное на наш взгляд. Хотя обычно я совершенно спокойно хвалю наши клипы, не мы же их делали в конце концов, так и сейчас я пользуюсь случаем пожурить клип «Лилипутская любовь».

Если внимательно посмотреть на конверт альбома, то можно обнаружить несостыковку. В составе группы перечислены семь человек, однако сфотографированы только четверо. Они же подписали обращение «К добрым покупателям» на вкладыше. Остальные трое составляли духовую секцию – красу, гордость и постоянную головную боль группы «Ногу Свело!».

Просто то, что мы записали духовую секцию в состав коллектива, это наша дань уважения и любви и, вообще, очень большой симпатии к ним. Потому что сколько она приносила нам бед и страданий своим поведением: пьянства и буйств. Хотя мы и славимся буйствами, но вместе с духовой секцией, это была очень жестокая компания. Тем не менее, насколько она была беспокойной, настолько она была и симпатичной. И мы с удовольствием с ними писали, и я сейчас с радостью перечислю их: Игорь Марков – трубач, Максим Лихачев – тромбонист и Александр Иванов – туба. В альбоме «Счастлива, потому что беременна» есть песни, в частности «Новый диблопопс», которые писались исходя из того, что у нас есть духовая секция. В этом может быть не очень большое различие для слушателя, но для нас, как для людей, производивших и сочинявших песни оно есть.

Один из маленьких казусов ансамбля «Ногу Свело!»: сначала была написана песня «Диблопопс», а потом «Новый диблопопс». И первой была издана все-таки песня «Диблопопс», на альбоме «Хару Мамбуру» много лет назад, потом была издана песня «Новый диблопопс», а потом была переделана песня «Диблопопс» и вошла в один из последующих альбомов, абсолютно переделанная. Таких казусов в нашей жизни много, например, песня «Белые каллы» вошла в альбом «Бокс», который вышел после альбома с названием «Каллы», этих казусов много, они всем мешают жить, хотя если углубляться, то это весело. Так вот «Новый диблопопс» это процветание нашей духовой секции, это звездный час нашей звуковой секции, быть может песня «Новый диблопопс» не стала самым большим хитом «Ногу Свело!», но с точки зрения нашей внутренней жизни это собственно то, ради чего создавалась духовая секция, поэтому я и называю «Новый диблопопс» звездным часом духовой секции «Ногу Свело!».

В 1997 году был у Макса Покровского и еще один нереализованный проект. Связан он был с цирковым постановщиком Валентином Гнеушевым, который после смерти Юрия Никулина стал главным режиссером Цирка на Цветном бульваре. Гнеушев задумал грандиозное шоу на арене на музыку «Ногу Свело!», но этой идее так и не суждено было реализоваться.

Планировалось создание циркового шоу на основе музыки «Ногу Свело!», которое Валентин Гнеушев хотел назвать «Вера. Надежда. Любовь». Но это было не обычное, а немножко урбанизированное шоу, за модуль которого был взят фильм «Метрополис» режиссера Фрица Ланга. Честно говоря, не являясь режиссером, я не люблю об этом говорить, но это было шоу с намеком на хай-тек по части визуального восприятия. Стоит сказать, что это было специальное шоу, не совсем для детей. Но оно могло бы очень долго идти, как сейчас идут наши некоторые мюзиклы. Два-три раза в месяц партиями или неделя в месяц. Самое главное, что это шоу можно было бы вывозить за границу частями или целиком, я не знаю, я не цирковой режиссер, и в этом достаточно слаб. В итоге все рухнуло, был назначен дивертисмент. Вместо премьеры пошла просто дежурная программа, где добрая половина номеров исполнялась под нашу музыку, но это совершенно не имело ничего общего с изначальной концепцией. Интересно, что многие цирковые артисты, в частности, аттракцион со слонами или аттракцион Корниловых, гастролирует по всему миру под нашу музыку. Так что мы, конечно, гордимся, но, тем не менее, безумно жаль, что это шоу как целиковое произведение не состоялось.

Наверное, как след от несостоявшегося сотрудничества с цирком в репертуаре группы «Ногу Свело!» появилась песня про клоуна. Правда, не в самом клоунском костюме.

Это одна из тех немногих песен, написанных от текста. Хоть я и больше люблю писать от музыки, но эту написал от текста. Поэтому как реликвию мы ее очень ценим. Со временем пришло еще несколько песен в наш репертуар, но вот именно на синем альбоме такой песней стала «Голый клоун».

В песне «Голый клоун» откуда ни возьмись всплыла военная тематика, которая вообще постоянно возникает в творчестве «Ногу Свело!». Причем не нарочно, просто так.

Действительно, солдатская тема периодически возникает в наших песнях, думаю только благодаря тому, что мне про это задают вопросы. Вот не спрашивали, я бы и не заметил. И очень часто солдаты как бы вторым планом проходят, и появляются как бы случайно. Та же песня «Голый клоун», там есть и дипломаты, и солдаты, но вот пришлись они в рифму и каким-то образом появились, так же как совершенно непонятно, как взбрыкнули солдаты, например, в песне «В темноте», это если брать более позднее наше творчество. Если брать более раннее, то и в песне «Баба-автомат» также совершенно неожиданно взбрыкнули солдаты в одном из куплетов.

На шестой песне пора уже было, однако, возвращаться и к концептуальной идее диска. Чтобы слушатель про нее не позабыл. Тем более что вещей с такой тематикой в репертуаре группы хватало – надо уже было как-то расставлять их по альбомам.

У нас было несколько песен, являющихся в том или ином виде вариациями на тему «Счастлива, потому что беременна». В частности, те, что вошли в «Зеленый», например, «Life Is Ringing» и «Счастлива, потому что беременна — 4». У нас нет ни 1, ни 2, ни 3, у нас есть «Счастлива, потому что беременна» — просто. 

«Счастлива, потому что беременна» — это песня на английском языке. Не с имитацией английского языка, как давным-давно было в альбоме «Капризы манекенщиц». Данная песня о том, что «my husband is by my side». То есть это здоровая, в определенном смысле, американизированная по своей внешней форме дама, которая находится у микрофона и вещает всему миру, по какому-то очень большому очень добротному радио, что она счастлива, что муж рядом с ней, что здоровое дитя дышит в ней. Честно говоря, это даже не нуждается в дальнейших комментариях. Просто нам тогда было хорошо, от того что мы молоды, вокруг нас молодые люди, молодые девушки, и что мы готовы к здоровому воспроизводству. 

В 1997 году вставлять в альбом одну-две песни на английском языке имело смысл. Тогда в столице было полно иностранцев, благо ночная жизнь в городе кипела. А группа «Ногу Свело!» всегда была одной из самых успешных клубных команд.

Специально песня на англоязычной аудитории не тестировалась, хотя в тот период я очень много отзывов получал от европейской публики. Но это же отдельная публика, которая не является носителем языка, использующая интернациональный язык. Это были в основном немецкие девчонки, с которыми я в какое-то время очень дружил. Все говорили, что у меня очень оригинальный английский, ну я не знаю льстили они или нет, но мой английский не может быть не оригинальным, поскольку я его знаю очень плохо, и у меня нет практики общения с англоязычной публикой, тем более с носителями языка. Я естественно коверкал этот язык как хотел, и многим это казалось очень забавным.

При всем богатстве выбора с живой рок-музыкой в 1997 году было негусто, даже несмотря на успех дебютного альбома «Мумий Тролля». Концерты, особенно большие, были почти такой же редкостью, как и за 10 лет до того. Пропагандой нормальной отечественной музыки никто не занимался, звук и свет толком ставить не умели, группы играли в маленьких клубах больших городов, а на серьезные сцены попадали редко и в самых причудливых комбинациях. Так, Макс Покровский и компания дали более десяти концертов вместе с группой «Ария».

Самый сложный концерт был с «Арией» в МДМ перед публикой, которая изначально пришла на «Арию». И так приятно стало, что безудержно вопящие, далекие от вменяемости лица в итоге становились вменяемыми и вслушивались! И я помню, тогда Галанин, по-моему, сказал: «Вы с „Арией” концерт сыграли? Ну, чуваки, вы мужики!». То есть иметь такой опыт в своем послужном списке – это очень круто. Ой, такой кайф с «Арией» выступать. Они нам столько историй рассказали: кто как набедокурил, кто как навеселился во время гастролей. История-то уж и у одного ансамбля, и у другого небедная, мягко говоря. У «Арии» уж тем более, тут мы ей в подметки не годимся пока. В подметки годимся, конечно, но мы все-таки помоложе будем.

С «Арией», как мы видим, у «Ноги» отношения сложились теплейшие. Другое дело, что публика такую комбинацию воспринимала с трудом. Приходят люди на концерт потрясти хайером да погреметь цепями, а им со сцены играют, например, вот такое.

«Реквием» очень серьезная песня, на тему которой мне тяжелее всего говорить, не потому что мне горестно, а именно сложнее всего, так как нужно подбирать каждое слово. В ней затронута очень важная тема и даже присутствует горьковатая ирония, подчеркиваю, ни в коем случае не насмешка, а именно ирония от замусоленности темы войны. Ведь когда какая-то тема входит в тираж, когда она становиться обязательной, она трансформируется во что-то скучное в умах подопечных. Например, создание залов боевой славы, в которых было очень много искренности от их создателей, от этих военруков, которые жили и горели ими. Но залы эти не всегда, мне сейчас опять же приходится подбирать слова, были нужны юнцам. Пятиэтажная школа, простая рекреация, большой холл, где бесятся школьники на перемене, кидаются сосисками, сырками и здесь же под самодельными стеклами или оргалитовыми кусками находятся какие-то экспонаты со времен Великой Отечественной Войны. И вся эта горечь от того, что все это вошло в тираж. Мы избавились от иронии и сделали серьезную песню. Над которой потрудились очень серьезно еще и в музыкальном смысле. Мне не все нравилось, когда мы ее сделали, но спустя много-много лет я ее послушал и понял, что мы потрудились не зря.

Вообще к теме Великой Отечественной Войны Макс Покровский, внук ветерана, всегда относился трепетно. Дед Максима, Иван Илларионович Слуценко, прошел всю войну, и Макс вырос на рассказах о ней. От деда же, кстати, у Макса сохранилась и любовь к украинскому языку.

И уже тогда, поскольку мы стали людьми «публичными», мне стали задавать вопросы: «А как вот Вы относитесь ко Дню Победы?». Я говорю: «Как я отношусь… Отношусь как к самому большому празднику для каждого из нас». Мне очень не нравится аббревиатура «ВОВ», не нравится, что ветеранов называют «ВОВиками», это какой-то бред. Хотя я и люблю этот праздник, иногда бывает немножко скучновато и сложновато его прочувствовать, когда идут только такие фильмы, только такая тематика. Я не могу прочувствовать, понять всё то, что чувствует ветеран войны, когда звучат, например, «Друзья однополчане». Но с годами я чуть больше понимаю это. 

1997 год начался с денежной реформы. Как и 1991-й. Только реформа-97 раздражения у народа не вызвала. Она была безболезненной и необходимой. Дело было вот в чем. Тогда даже не самые богатые люди страны были миллионерами. Не из-за своего богатства, а из-за бешеной инфляции начала 90-х. Например, сценарист этой программы в 1996 году торговал на оптовом рынке аудиокассетами – и зарабатывал в среднем миллион в неделю. При этом пиратская аудиокассета на его лотке стоила семь тысяч рублей, а «родная» — то есть такая же пиратская, но запаянная в полиэтилен – восемь. И сам он, и его покупатели называли эти тысячи рублями. И вот в 1997 году правительство провело деноминацию – то есть стало обменивать тысячу старых рублей на один новый. Впервые после 1992 года в карманах россиян появилась мелочь. По телевизору шли рекламные ролики, в которых народные артисты нежными голосами произносили слова: «рублики» и «копеечки». «Ногу Свело!» от всего этого были как-то в стороне.

Я вообще забыл, как происходила деноминация. Потому что в то время с деньгами происходили постоянные какие-то веселые истории, и я плевал. Меня раздражало, что говорят «рубли», когда уже все привыкли говорить «тысячи». Это все напоминало ситуацию на острове дураков из «Незнайки на Луне». Позвонил колокол справа – все побежали жрать, позвонил колокол слева – все побежали в кинотеатр смотреть фильм.

Трудно сказать, была ли следующая песня навеяна теми же колоколами. Но, во всяком случае, колокольчики там есть. Даже в названии.

В свое время «Китайские колокольчики» замышлялась как духовая песня, сыгранная не только силами нашей духовой секции, но во многом основанная на духовом оркестрике, так скажем. Потом мы из нее сделали более электрическую песню, хотя там тоже духовая секция присутствует.

Примерно половина песен с «Синего альбома» до сих пор держится в программе живых выступлений «Ногу Свело!». «Китайские колокольчики» — из их числа.

Это одна из веселых песен, которую мы до сих пор играем на наших концертах. Мы, как правило, включаем ее в финальную часть нашей программы, когда публика хочет уже просто потанцевать. Это одна из тех песен, которую мы с удовольствием поем хором: «Я-ха-ха ну ты дурак», а потом продолжаю: «Все фактически не так». Я с большим удовольствием употребил слово «фактически», ведь это слово полупаразит. Понятно, что слово «фактически» имеет абсолютно четкую смысловую нагрузку, но в былые годы люди, немногословные и не обремененные интеллектом, применяли такие вроде бы умные слова — «фактически», «так сказать», «как говорится». Поэтому мы тут его и вставили.

В 1997 году группа «Ногу Свело!» во второй раз попыталась принять участие в поездке на фестиваль «Евровидение». Первая попытка была в 1995 году с «Сибирской любовью». Вторая – с «Московским романсом». В итоге на конкурс они не попали, но шороху дали серьезного.

«Московский романс» — бедная наша страдалица песня. Мы бы могли с этой песней поехать на Евровидение, кстати, вторая наша попытка после песни «Сибирская любовь», если бы одна очень популярная и давно канонизированная особа на нашей эстраде не председательствовала в том жюри и не заявила, что эта песня оскорбит Европу. Быть может нас бы и выбрало то наше российское жюри, которое сидело тогда на Шаболовке в студии российского телевидения и оценивало шансы претендентов в числе которых были мы, напомню, второй раз. Когда Антоха вышел в замечательной старой динамовской олимпийке, но совершенно упадочной по выслуге лет, а я выполз в совершенно ублюдочных тренировочных с коленями оттянутыми, наверное, даже больше, чем у Никулина в «Кавказской пленнице», первые аккорды, не говоря уже о первых словах, заставили содрогаться от хохота всю студию на Шаболовке. Но потом эта канонизированная особа решила, что мы не можем поехать в Европу, потому что та, то есть Европа, обидится. 

Тогда Россию поехала представлять на Евровидении сама Алла Борисовна Пугачева. С песней «Примадонна». Выступление, мягко говоря, было неудачным: западный зритель не врубился в пафос российской эстрады, и наша страна вылетела с «Евровидения» аж до 2000 года. «Московский романс», между тем, закрепился в репертуаре «Ногу Свело!»

Песня «Московский романс» до сих пор приносит музыкантам доход в самом прямом смысле слова. Во время соло Макс выходит на сцену с шапкой и собирает деньги с первых рядов – например, духовику Максиму Лихачеву на ремонт тромбона. Делается это как бы понарошку, но публика обычно не скупится.

Я могу сказать, что и по сей день «Московский романс» приносит нам доход. Именно вот такой налик, который сыплется на сцену. Единственное, о чем я всегда прошу публику и, пользуясь случаем, прошу сейчас, пожалуйста, не кидайте мелочь, не потому что мы алчные, а потому что это больно. 

Не последнюю роль в успехе «Московского романса» сыграл клип, откровенно пародировавший боевик «The Rolling Stones» «Love Is Strong».

Тем не менее мы сняли видеоклип, который был задуман как цитата из «Love Is Strong». Как обращение или ответ, я уж не знаю, что думали создатели. Но это точно стилистика «Love Is Strong». Напомню, что это песня ансамбля «The Rolling Stones».  И это не скрывалось, это, наоборот, всеми возможными и невозможными методами подчеркивалось. Я, на самом деле, люблю клип «Московский романс», потому что там никто ничего не постеснялся сделать, а наоборот честно исполнили то, что хотели.

Добавим, что летом 97-го бомжей на московских улицах можно было увидеть разве что в этом видеоклипе. Не потому что им так уж хорошо жилось, а потому что к 850-летию города весь сомнительный элемент взяли и вывезли за 101-й километр. Как когда-то перед Олимпиадой и Фестивалем молодежи и студентов.

Должен был быть на альбоме и один короткий номер. Настолько короткий, что рассказ о нем длится больше, чем сама песня.

А «Не жилец» — это немножко полисовский мелодический ход, именно из-за сочетания вокальной и басовой партии, хотя в песне, может быть, слушатели этого даже не уловят. Ведь я придумал вокальную часть, держа в руках инструмент, то есть бас-гитару. Ну, а все остальное там на лицо. Могу опять же сказать о концертном исполнении песни «Не жилец». Во-первых, ее все время зовут «песик», и если орут, то «песика» давай. Исполняем мы ее редко, чаще именно по просьбе публики. Хотя не знаю почему, слушатели ее очень любят.

Такое трогательное отношение Макса к больным и мертвым животным тоже имеет свою историю. Первая репетиционная точка группы в конце 80-х находилась на какой-то московской автобазе. Когда музыканты собрались перевозить туда свою аппаратуру, им с базы прислали «газик», в котором возят на убой бродячих кошек и собак. Так что в высокое искусство «Ногу Свело!», можно сказать, въехали на живодерне.

Джером Клапка Джером. «Трое в лодке, не считая собаки»

Как-то раз я зашел в библиотеку Британского музея, чтобы навести справку о средстве против пустячной болезни, которую я где-то подцепил, — кажется, сенной лихорадки. Я взял справочник и нашел там все, что мне было нужно, а потом от нечего делать начал перелистывать книгу, просматривая то, что там сказано о разных других болезнях. Я начал прямо по алфавиту. Прочитал об анемии — и убедился, что она у меня есть и что обострение должно наступить недели через две. Брайтовой болезнью, как я с облегчением установил, я страдал лишь в легкой форме, и, будь у меня она одна, я мог бы надеяться прожить еще несколько лет. Воспаление легких оказалось у меня с серьезными осложнениями, а грудная жаба была, судя по всему, врожденной. Так я добросовестно перебрал все буквы алфавита, и единственная болезнь, которой я у себя не обнаружил, была родильная горячка.

Потенциальная героиня альбома «Счастлива, потому что беременна» вполне себе могла страдать еще и родильной горячкой. Во всяком случае, Макс Покровский явно держал в голове джеромовский текст, когда сочинял следующую песню. Макс произносит ее название не так, как принято, а с ударением на «е». 

«Недуги» родились как раз не так как я говорил, не как «Голый клоун» от текста, но они родились в паритете, то есть и музыка, и слова поработали здесь в паритете. Было стихотворение, оно называлось «Болезни», ну и потом, когда появилась музыка мы поняли, что одно соответствует другому, и вместо припевов я перечисляю что-то по латыни.

У нас были три темы вокальных, но это просто латинские названия каких-то человеческих органов, дальше идет перечисление болезней по-русски, а потом идет не масло масляное, а, что называется, Волга впадает в Каспийское море по латыни, и я сейчас говорю фигурально, например, идет … почка ultima ratio… то есть, «почка» — это русское слово, а дальше по латыни идут какие-то афоризмы, грубо говоря, прописные истины. Поговорки, именно сказанные по латыни, ничего не имеющие общего с медициной, а имеющее общее в принципе с человеческой мудростью. Вот так вот намешав все это, изрядно посмеявшись над всем этим, мы и записали песню, которая называется «Недуги».

В буклете диска есть такая фраза: «„Синий альбом” отличается от предшественников тем, что некоторые песни написаны абсолютно серьезно, и слушать их необходимо тоже очень серьезно. Однако, что это за песни, мы раскрывать не станем. Пусть это будет вашей личной находкой, ведь у каждого человека свое собственное представление о смешном и серьезном. И вы, может быть, примете за чистую монету то, над чем мы потешались, или наоборот – посмеетесь над тем, что мы записывали, пустив слезу». Одной из самых серьезных песен альбома стала композиция «Четыре друга».

На вопрос: «Надоело ли нам шутить?», — я не могу сказать: «Да, надоело». Но я, говоря «да», имею в виду то, что мы созрели для написания каких-то серьезных песен. В альбом песня «Четыре друга» вошла двенадцатым номером. Она является первой песней в череде совсем серьезных, совсем откровенных и внутренних. И это для нашего ансамбля что-то новое, что пришло в нашу жизнь… И, естественно, говоря о том, что мы начали писать серьезные песни и приводя в пример «Четыре друга», я не говорю, что мы строго поменялись. Я просто говорю о том, что в нас появилось что-то новое.

Мы когда записывали «беременную» в тон-студии «Мосфильм», то позволяли себе чуть-чуть репетировать там, но естественно только чуть-чуть. Например, тогда, когда готовили какие-то отдельные фрагменты к конкретной записи. Но в студии репетировать очень накладно, поэтому мы совсем минутки урывали, чтобы довести до ума, то что мы специально оставляли в расчете на коррекцию в режиме студии. Однажды, занимаясь примерно такой историей, я обратил внимание на стоявший под рукой замечательный старый синтезатор «DX-7». Я не знаю его возможности как синтезатора, я не умею им пользоваться, поэтому я минимально покрутил какой-то из звуков, и у меня внезапно что-то родилось. Это вообще невиданный случай, потому что я не фортепьянист абсолютно, я очень плохо играю на клавишных инструментах, ну не умею я, не исполнитель я, не клавишник. И вот тут у меня в руках что-то родилось, и я мгновенно это передал Вите. «Передал» это в смысле, что мы вместе с ним разучили, а уж потом он это замечательно сыграл этот куплетный звук. Он так и остался, мы потом его минимально изменили усилиями замечательного синтезатора-динозавра производства Yamaha.

Сложности у «Ногу Свело!» в данном случае были не только с музыкой, но и со стихами. Причем настолько серьезные, что Макс не смог разрешить их в одиночку.

Мы очень шатались, конечно, когда я писал текст, были очень неуверенны в том, что мы имеем право писать такой текст, и мы побаивались. И я счел необходимым обратиться к православному батюшке и он, вроде, одобрил. 

На этом история синего альбома «Счастлива, потому что беременна», вроде, заканчивается – однако не совсем. Потому что были еще два бонус –трека. Первым был ремикс песни «Лысая девочка», которая впервые вышла еще в 1990 году на дебютном альбоме «Ноги» «1:0 в пользу девочек». 

То, что стоит тринадцатым номером уже в разделе «Бонус-треки», «Лысая девочка». Здесь написано: «ремикс», хотя это, по большому счету, ремейк (ну, в этих терминах все блуждают, и никто не отдает себе отчет, что это такое). Иными словами, мы просто переписали «Лысую девочку», и вот там какие-то веселые барабанные петельки с нами делал Витя Медведев. 

«Лысая девочка» была переделана в процессе, потому что она уже такая «концертная» существовала или, по – моему, мы собирались сделать ее такой. То есть при создании секвенции для «Лысой девочки» мы пользовались концертным вариантом. Точнее сказать не им самим, а именно самой идеей и конфигурацией песни. 

Надо сказать, что в 1997 году лысые девочки ассоциировались скорее не с «Ногу Свело!», а со сверхновыми звездами той эпохи – с «Мумий Троллем». В клипе «Утекай» Илья Лагутенко собственноручно остриг наголо фотомодель по имени Настя.

Ну и на сладкое – большой хит, он же большой кавер, он же второй бонус-трек с альбома «Счастлива, потому что беременна»! История его такова:

Был один проект, когда исполнялись песни одной канонизированной особы… И мы, конечно, исполнили максимально удачно «На Тихорецкую». Я о ней рассказываю, приводя в пример одну из юморесок датского карикатуриста Херлуфа Бидструпа. Она так и называется «Юморист». Сидел, сидел мужик, печатал — не нравилось, потом телефон зазвонил – отвлекли его. Он злой. Затем пришло семейство его: жена с детьми. Дети ему на шею, жена ему о чем-то о своем говорит. В общем, не дали парню поработать. Он в бешенстве с каким–то компрессом на башке начал просто долбить по клавишам печатной машинки. А, была не была! И в итоге на следующий день он прочел перед аудиторией свою юмореску, а аудитория покатывалась с хохота. Это означает, что человек хоть и сделал в расчете на авось, а получилась очень хорошая, удачная и смешная юмореска. Так и у нас. В итоге я разозлился и наорал в этом энергичном куске. Вот.

Песня «На Тихорецкую» из фильма «Ирония судьбы» в исполнении группы «Ногу Свело!» стала большим радиохитом. Хотя аудитория реагирует на нее, скажем так, неоднозначно.

Тестируемая песня «На Тихорецкую» вызывает абсолютно противоречивые отклики. Когда ставится мягкий кусок, публика очень благодушно воспринимает эту песню, а когда ставится жесткий кусок, у публики или у доброй ее части существует такое неприятие, отвержение. Вот так и живет эта песня в радиоэфире, так ее и тестируют. Так ей кости и моют, все, кто только может ей промыть эти кости: и опрошенный мистер из публики, и худсовет там, я уж не знаю что. Но в итоге «Тихорецкая» живет.

На этом история альбома «Счастлива, потому что беременна – синий» заканчивается. Через девять месяцев должна была последовать вторая часть, но вместо нее грянули кризисы, дефолты и прочие неприятности из серии «раньше было престижно иметь мобильный телефон – теперь стало престижно иметь рабочий». Зеленого альбома пришлось ждать полтора года. Группа «Ногу Свело!» жива и здорова до сих пор, стиль ее с годами становился все более четким, и все понятнее было, что других претендентов на эту нишу грустных клоунов нет и не предвидится. Однако все это уже совсем другая история…

Вернуться к списку альбомов

Новости, которые вас могут заинтересовать

{% status[currentStream]['station'] %}

{% status[currentStream]['artist'] %}

{% status[currentStream]['title'] %}

НАШЕ Радио

{% artistOther('nashe') %}

{% songOther('nashe')%}

{% track.date_formatted %} {% track.artist %} / {% track.title %}

ROCK FM

{% artistOther('rock') %}

{% songOther('rock')%}

{% track.date_formatted %} {% track.artist %} / {% track.title %}

Радио JAZZ

{% artistOther('jazz') %}

{% songOther('jazz')%}

{% track.date_formatted %} {% track.artist %} / {% track.title %}

Радио ULTRA

{% artistOther('ultra') %}

{% songOther('ultra')%}

{% track.date_formatted %} {% track.artist %} / {% track.title %}

Последние
10 песен

Закрыть
{% track.date_formatted %} {% track.artist %} / {% track.title %}