{% currentStation == 'nashe' || currentStation == 'rock' ? 'Сообщение ведущим' : 'Сообщение в эфир' %}

Отправить сообщение

Сообщение бесплатное

Прием сообщений ведущим доступен через telegram-бота.

В студии сейчас никого нет, поэтому отправить сообщение некому 🙁

Ошибка. Попробуйте обновить страницу

Ваше сообщение отправлено!

Было бы вам удобно писать в эфир через бота в Telegram вместо сайта?

Авторизация через социальные сети
Вконтакте
Сплин
Коллекционер оружия (1995)

1995 год.

  • В Москве начинается строительство Храма Христа Спасителя.
  • 7 европейских стран объединяются в Шенгенскую зону и отменяют визовые режимы на границах.
  • В интернете запущена поисковая система Yahoo.
  • На Первом российском телеканале начинает вещание Общественное российское Телевидение (ОРТ)
  • Майк Тайсон после 3 лет заключения выходит на свободу.
  • А из радиоприемников страны вовсю звучит вот это:

Русский рок к этому времени худо ли бедно звучал на радиостанциях. Тем более что в 1995 году накатила его очередная волна, прозванная с подачи Леонида Парфенова «несерьезным роком». И если этот эпитет был вполне оправдан по отношению к «Ногу Свело!» или «Тайм Ауту», то попадание Чижа и «Агаты Кристи» в эту компанию можно объяснить только альбомами «О любви» и «Опиум», которые были выпущены в тот год и действительно стояли в стороне от депрессивных традиций русского рока.

Тем неожиданней оказалось новое явление питерского андеграунда, поначалу неоцененное вообще, а чуть погодя ставшее в ряд с лучшими представителями рок-музыки эпохи 90-х. 

Всеобщее обожание настигнет группу позже, а пока, в 1995-м, она записывает на аудиокассету демо альбома «Коллекционер оружия». Через год он будет перезаписан и дополнен, выйдет в продажу на компакт-дисках, и именно с него начнется восхождение группы «Сплин» к славе, успеху и признанию. 

Александр Васильев. Лидер и основатель группы Сплин. Родился 15 июля 1969 года в Питере. Музыкант, автор и исполнитель собственных песен. Женат. Характер веселый. Скверных привычек полно.

Демо вышло ограниченным тиражом, мы поехали в Москву и раскидали его по фирмам. В итоге заключили контракт с SNC, и Сергей Шкодин нам предложил просто переписать альбом, потому что качество демо низкое.


Итак, первый полноценный альбом группы «Сплин» выходит в 1996 году. Но история его создания, конечно, начинается гораздо раньше.

За исключением нескольких лет, проведенных в Литве, детство Александра Васильева проходило в Ленинграде. В 7 классе Саша организовал свою первую дворовую группу. А его самые ранние музыкальные переживания пришлись совсем уж на юный возраст. Кстати, связаны они были отнюдь не с питерскими группами.

Это была бобина: на одной стороне «Машина времени», на другой — «Воскресенье». 

Бобина была подарена Саше его старшей сестрой Наташей очень кстати: мальчик в то время, как и многие его соотечественники, ограничивался прослушиванием Аллы Пугачевой и Джо Дассена, которых, впрочем, очень искренне, по-детски любил. Примерно в этом же возрасте Васильеву разрешили пойти на первый в его жизни рок-концерт с участием той же «Машины Времени».

Мне было 11 лет. Родители отпустили только с сестрой. Я уже примерно понимал, в какой стране живу, и понимал, что такие концерты – редкое исключение.

С тех пор начались партизанские походы на запрещенные рок-концерты, проникновения в залы через крыши и черные ходы и все сопутствующие подростковому возрасту романтические приключения. Вспоминать это всё, конечно, весело, но не стоит забывать, что те времена для советских рокеров были не слишком-то веселые.

Я эту песню терпеть не могу. В ней есть удачные строки, но в целом она затянута — то же самое можно было выразить и в 2 куплетах.

После школы Александр Васильев поступил в Ленинградский Институт Авиационного Приборостроения, где и организовал свою первую серьезную группу. В её состав вошли будущий папаша Масяни Олег Куваев и будущий со-основатель «Сплина» Александр Морозов по прозвищу Моррис.

Там училась моя будущая жена, учился Олег Куваев. А Моррис учился в ВоенМехе. Организовалась группа, которая не просто музыку играла, но и ездила в Таллин. Просто 12 человек берут и срываются в путешествия — тогда не нужны были визы и билет стоил 4 рубля.

Группу назвали «Митра», репетировали дома у Куваева: его родители мало того, что терпели такую толпу, так еще и подкармливали супчиками, котлетками и чем придется. 

Группа просуществовала около года. Ребята пытались вступить в Ленинградский рок-клуб, но не прошли прослушивание. А не принял их туда, между прочим, основатель «Аквариума» Джордж Гуницкий. Васильев тогда точил на него большой зуб, но, повзрослев и взглянув на творчество «Митры» с высоты прожитых лет, всё-таки признал правоту мэтра. 


Несмотря на то, что в Ленинградском рок-клубе юного Сашу Васильева, мягко говоря, никто не ждал, мысль круто изменить свою жизнь его не покидала. И пошла будущая звезда рок-н-ролла совсем не по той дороге, по которой ходили его коллеги по цеху.

Я понял, что надо свалить из Питера на долгое время, но не понимал куда. И подвернулась Советская армия — решил, что это идеальный вариант поменять свой образ жизни. Бросил институт, и меня тут же забрали в армию — я даже не успел ничего сообразить. 

Так или иначе, а свалить из Питера всё-таки удалось. По счастью, не в глушь родной отчизны. Отдавать долг родине довелось недалеко от её столицы.

Попал в стройбат в подмосковном Нахабино. Халява была полная. По внешним признакам — армия: казармы на 140 человек, нары во дворе и построения, подъем в 5.45., завтрак в 7 завтрак и после этого работа. А мне повезло. Меня поставили на долгострой в стороне от всех, и там вообще ничего не происходило. Достал и принес в вагончик-бытовку гитару, из библиотеки взял книги. Моим напарником был парень, которому постоянно присылали мед. И мы с ним закупали булку с молоком в ближайшем магазине — так и перекусывали. Раз в2 недели привозили какой-нибудь цемент, надо было грузить. Вот и все. 

Что и говорить, повезло. За годы службы у Саши Васильева сложились вполне определенные взгляды на музыку и творчество, в армии же стали сочиняться первые, по-юношески серьезные песни. 

Это последняя песня из юношеского периода, абсолютно подростковая лирика. Любая песня посвящается кому-то и одновременно всем. Я никогда не выделяю конкретного человека. Я бы не стал делить песни на автобиографичные и нет, это просто впечатления от жизни.

Сейчас почти все написанное в армейские годы Александр считает подростковым творчеством. Всего несколько песен того периода впоследствии будут включены им в репертуар «Сплина». А большая их часть составит в 2004 году основу его первого сольного альбома «Черновики».

Первые более-менее осмысленные песни появились именно в армии. Мне совершенно не жалко этих 2 лет: я был изолирован от нормальной жизни и смог ее спокойно осмыслить, чтобы потом выдать в песнях.


В 1990 году все долги Отчизне были отданы, и Васильев вернулся в родной Ленинград. А на родине вчерашнего дембеля ожидала, можно сказать, богемная жизнь.

Встретил Куваева. Он с нашим общим приятелем работал в театре Комедии монтировщиками сцены. Они меня позвали. Я из солдафонского мира на 2 года попал в храм искусств на Невском проспекте. 

В 1992 году Васильев поступает на экономический факультет театрального института, но музыкальные опыты остаются в приоритете и постепенно складываются всё успешнее и радужнее.

После армии мы все равно дома у Морриса что-то записывали. Тогда драм-машины появились даже у таких начинающих групп, как мы. Более-менее материала накопилось к 1993 году, когда Моррис начал работать в театре Буфа и меня туда устроил. И мы начали первый альбом писать.

Дебютный альбом получил название «Пыльная быль». Он был записан при помощи сессионных музыкантов, включал в себя в 12 песен и разошелся на аудиокассетах тиражом в 10 000 экземпляров.

Некоторые песни даже имели лёгкую ротацию на питерской радиостанции «Катюша», а два трека из альбома будут перезаписаны через 4 года для «Коллекционера Оружия». Один из них – «Жертва Талого Льда» Пыльную Быль открывал неспроста.

Я чувствовал, что песня достаточно сильная. Если люди ставят кассету, то текст должен зацепить сразу.

В работу над «Пыльной Былью» Морозов и Васильев вовлекли своего приятеля – клавишника Николая Ростовского.

Это приятель Морриса. Они вместе играли в группе «Джефф», пока я был в армии.

Костяк будущей группы можно было считать состоявшимся. Запись дебютной пластинки «Пыльная быль» решено было отметить. На вечеринке придумали и название новой группы – «Сплин», а дата праздника – 27 мая 1994 года — стала официальным днем рождения команды.

Кстати, тогда же состоялось рождение и еще одной звезды. На одну из песен «Пыльной Были» будущий Олег Куваев сделал свой первый в жизни мульт-клип.

Куваев сделал клип «Мне сказали слова», причем полторы тысячи листов бумаги 11-го формата и фигурки плавно меняются — очень кропотливая работа. Потом каждый лист подвешивается на штатив, рядом ставится камера на штативе «Красногорск-3.


Участие Олега Куваева, он же Сэм, в группе «Митра» не вылилось в музыкальную карьеру, в дальнейшем, как известно, он связал свою жизнь не с музыкой, а с живописью. Но дружить и сотрудничать с музыкантами он не перестал, а на первых порах от него даже перепадали «Сплинам» кой-какие средства. 

У него был период, когда он писал маслом. Писал так много и так продуктивно, что я предложил уносить картины в лавку художников. Его работы пошли на ура. Моя задача – раз в неделю нести 20 картин, а потом приходить за огромной пачкой денег, часть из которых Куваев отдавал мне. Мы шли в театральный буфет и радостно пили кофе. 

Кроме того, напомним, что Куваев и Васильев вместе работали монтировщиками в театре Буфф, где собственно и состоялась запись демо «Коллекционера Оружия». Незадолго до этого к группе присоединили гитариста Стаса Березовского.

Стас был знакомым Коли Ростовского, то есть все по цепочке друг друга подтянули. Вот появился Стас, элегантный и в импортном плаще, волосы длинные, зачесанные назад, похож на Марлона Брандо, а о его рассеянности легенды ходили.

Этим составом и трудились над записью. Следующая вещь на демо-версии раскрыла таланты новичка-Брандо. Ее было назвали «Странная песня», но в окончательный вариант альбома она попала под другим заголовком.

Вот одна из моих любимых песен, потому что там классная ритмика, какие-то рисунки странные, тексты странные,  и Коля Ростовский написал блестящий проигрыш вот этот вот флейтово-клавишный. Ну, это основная музыкальная тема песни. Коле Ростовскому всегда удавались такие    вещи. Ему стоит предложить какую-то кривую гармонию, как он сразу оживается. Он написал Блокаду, вот это вступление инструментальное. И еще кучу вещей. Эту песню я люблю.

Процесс записи «Коллекционера оружия» происходил в тех же самых условиях, в которых рождалась и дебютная пластинка — «Пыльная быль». Осмысливать происходящее было недосуг, по молодости хотелось всего сразу и побыстрее, от творчества распирало, аранжировки песен рождались на ходу.

Песни рождались прямо в студии. Я сначала пел на пленку, играл на гитаре, потом подбирали драм-машину под все это. Потом Моррис писал бас, приходил Стас и писал гитары, — у нас не было возможности репетировать заранее. Мы писали периодами по ночам, но не каждую — надо же и отдыхать. А днём студия работала в обычном режиме, там записывались песни для спектаклей.

В это же время закончилась начатая 3 года назад экономическая карьера лидера коллектива. Из-за записи «Коллекционера Оружия» студент Васильев не явился на очередную сессию и был отчислен из института.


В итоге в 1994 году для первой версии альбома было записано 8 треков. Кассеты стали реализовывать всевозможными способами, проверенными годами. Удались даже кое-какие коммерческие ходы.

К нам приехали люди из магазина «Манчестер», которые сами изготавливали кассеты. Мы даже контракт с ними там заключили и даже деньги какие-то за это получили. С каждой 1000 кассет — 200 доставались нам. И во время презентации альбома все, кто купили билет, получили кассету бесплатно. Больше этот тираж не выпускался никак. Раритет. 

На сей раз музыканты не ограничились границами родного Питера и отправили несколько копий в Москву. Тогда же им удалось снять видекоклип на следующую песню.

Это любовная лирика, написанная под влиянием «Калинова моста». Иногда играем ее на концертах потому, что текст для меня не устарел, мне совершенно за него не стыдно. 

Вместе с первым альбомом поступила серьезная заявка и на вступление в нестройные ряды представителей шоу-бизнеса. Группа «Сплин» обзавелась собственным менеджментом. 

У нас появился первый директор группы, его звали Сергей Васьковский. Он просто куда-то сходил и принес 2000 долларов. Огромнейшая сумма была для нас.  Мы сидели и думали: «Ни фига себе. Это что, наше что ли?». Купили навороченную драм-машину, а на оставшиеся деньги сняли клип. Декорации и зал мы не арендовали: просто ночью в нашем театре сняли на декорациях спектакля «2 клена». За одну ночь сняли клип, еще три ночи ушло на студийный монтаж. 

Вместе с демо-кассетами в Москву Васильев захватил и этот видеоролик. Как оказалось, совсем не зря. А еще оказалось, что на телевидении тоже порой попадаются хорошие люди. Клип на песню «Будь моей тенью» удалось пристроить в телеэфир.

Я взял готовый клип в одну из поездок в Москву, каким-то образом проник в Останкино и нашел музыкального редактора — тогда на ОРТ работал Дмитрий Дибров, который крутил по утрам рок-клипы. Это же всегда выглядит смешно – приехал юноша из провинции и в руках держит кассетку: «Вот посмотрите, пожалуйста, мы вот из Ленинграда. Клип сняли». А он оказался мировым дядькой, взял кассету, куда-то ушел на 15 минут, потом появился и сказал: «Мы берем это и будем крутить». Я просто обалдел.

Страна должна знать своих героев: этого мирового дядьку, музыкального журналиста Юрия Бершидского, очкастого и кучерявого эрудита, нередко можно видеть по телевизору в популярной интеллектуальной телевикторине «Своя Игра».


Не последнюю роль в продвижении группы на радиостанции сыграли и звезды. В Питере у Васильева состоялось знакомство с Константином Кинчевым. Как выяснилось, мэтр хотел выразить начинающему музыканту свое отеческое почтение еще за «Пыльную быль», случайно оказавшуюся в его опытных руках. 

Познакомились во время гастролей «Алисы» в Петербурге. Момент переломный, конечно. Когда тебе авторитетный человек говорит, что это сильные песни, то это дает очень мощный импульс.

Когда в Лужниках в 1995 году происходит акция по сбору средств в поддержку строительства Храма Христа Спасителя, Кинчев буквально вытаскивает Васильева на сцену перед собственным выступлением. Вопреки опасениям «Армия Алисы», самая агрессивная и нетерпимая по отношению к молодым и малоизвестным группам, новичков не освистывает, более того, выдерживает аж 4 песни в исполнении «Сплина»!

Кстати, именно Кинчев передает записи группы «Сплин» на столичное Радио 101, которое запускает их в ротацию. 

Благодаря столь массовому, а главное – бескорыстному, промоушену, в эфире столичных радиостанций за короткое время появились сразу три песни – «Что Ты будешь делать», «Рыба без трусов» и следующая композиция.

Текст сильный, а значит, песню можно петь и за нее не стыдно. Меня первый раз, может быть, пробило: ощущение, как будто тебе кто-то диктует. Тебя настолько прет, что ты вообще ничего не соображаешь — сидишь и пишешь, пишешь, пишешь, пишешь. И такого огромного текста ты в жизни не писал никогда. 

Кстати, долгое время, огромное количество песен Васильева было опубликовано в интернете только в текстовом виде. Закрадывалось подозрение, что это совсем даже и не песни, а просто стихи. Однако с поэзией у нашего героя отношения пока только такие:

Я никогда не писал стихи. Вернее, пытался, но это совершенно другой жанр. Песни – грязный жанр, а поэзия – высокий. Песни писать гораздо легче, чем стихи.


Вместе с первыми теле- и радиоэфирами у группы появились и первые концерты. Вот тут-то и возникла проблема с поисками живого барабанщика. По дружеской цепочке группе удалось отыскать Николая Лысова.

Первый концерт, по одной из версий, состоялся в клубе «Засада», однако насколько это соответствует истине, неизвестно. С осени 94-го по весну 95-го группа играла по питерским клубам и без устали репетировала. Гвоздем программы дебютных концертов стала стебная «Рыба Без Трусов», впоследствии ставшей первым официальным хитом «Сплина» на радиостанциях и визитной карточкой начинающего коллектива.

Это такой детский панк-поступок. Песня «Гандбол» — та же «Рыба без трусов», только 10 лет спустя. Вот и все. Иногда хочется сделать что-то панковское, когда наслушаешься на радиостанциях лирики. Хочется написать что-то такое, что немножко бы взбудоражило эфир. 

В 1996 году «Сплин» выступил с «Рыбой без трусов» на фестивале «Поколение» и получил специальный приз. Позднее, при переиздании кассеты «Пыльная Быль», бонус-треком на неё была добавлена самая ранняя версия этой песни с куплетом про лефортовскую тюрьму.


Итак, кассеты с демо-записью «Коллекционера оружия» угодили не только на московские радиостанции, но и на некоторые рекорд-лейблы. Спустя какое-то время музыканты подписывают контракт со студией SNC на выпуск сразу двух альбомов. Первым решено было переписать «Коллекционера»: его демонстрационное качество было, мягко говоря, не очень. В целом перезапись удалась, но кое-что осталось за бортом. Студийного издания лишилась песня «Куда летит мой самолет».

Песня хорошо под драм-машину получилась, но сама по себе не вышла. У нас тогда и времени не было переделывать, поэтому ее и выбросили. 

А «Коллекционер» тем временем пополняется из запасов «Пыльной были». К материалу из семи перезаписанных треков добавляются два еще более ранних – «Жертва талого льда» и «Сказка».

«Жертву» и «Сказку» мы добавили потому, что «Пыльная быль» не выходила на компактах, а не хотелось терять эти песни, а я был уверен, что первый альбом канет в Лету.

Источники поэтического вдохновения оказались понятны и близки всем, кто помнил свое детство.

Сказки и советские мультфильмы про всяких леших, домовых, которые всегда были замечательно прорисованы и озвучены

Родиной этой «Сказки» оказался Урал. Хотя житьё-бытьё в этом волшебном крае было в те времена отнюдь не сказочное. Песня побила все рекорды альбома по количеству стихотворных строк, но автор полагает, что она могла бы быть еще больше. 


В 1995 году в токийском метро неизвестные террористы распылили ядовитый газ. Трагедия унесла жизни 12 человек, несколько тысяч получили сильные отравления. В ходе оперативного расследования ответственность возложили на религиозную секту Аум Сенрике. Вскоре был арестован её духовный лидер Сёку Асахара, который признал, что в планы сектантов входило скорейшее приближение конца света всеми средствами террора.

В нашей стране духовного учителя Асахару знали не понаслышке. Отделения секты во многих городах России завоёвывали все большую популярность, её телепрограммы выходили по Московскому телевидению, а под свои собрания Аум Сенрикё арендовала крупнейшие площадки – тот же спорткомплекс «Олимпийский». Мало того, оказалось, что сектанты-террористы проходили подготовку у российских военных инструкторов и даже приобрели вертолет для распыления ядовитых газов на больших территориях. Так что очень скоро и в России Сёку Асахару осудили, а на секту наложили официальный запрет. Однако кое-кто считает, что Аум Сенрикё прекратила свою деятельность в России по другой причине. 

Я им отправил письмо, чтобы они никогда так больше не делали, как делали в токийском метро. По почте. Написал: Япония, Аум Сенрике, до востребования. И на чистом японском долго выводил, списывал со словаря. С тех пор они больше никогда так не делают

Как бы там ни было, с сектой было покончено, а вот с альбомом «Коллекционер оружия» еще нет. Уже перезаписано 9 треков в студии, но музыканты решают довести их количество до круглого числа. Так на альбоме появляется еще одна песня. Хочется сказать «новая», однако это будет неправдой. Сочинена она была давно, только вот на пленку была зафиксирована впервые.

Я на этой песне поставил крест — это же подростковый выплеск эмоций, когда все стрелки зашкаливают. 

Теперь о названии альбома. Если пристально вслушиваться в тексты песен, то всё сразу станет ясно. «Я бы вышел на балкон и разрядил бы пистолет», «часовая бомба», «кривое ружье», «я научу тебя стрелять из пулемета»… Так что тема оружия в заглавии пластинки возникла не вдруг. Надо заметить, что она и впоследствии частенько напоминала о себе в васильевских песнях.


Итак, 10 треков для пластинки «Коллекционер оружия» были записаны и сведены, далее следовало оформить их надлежащим образом, то есть упаковать в обложку. 

Художник придумал этих человечков на обложке. Мне они очень понравились, единственное, попросил одного человечка развернуть, чтобы он шёл поперёк. 

Ну, а в финале альбома «Коллекционер оружия» эпилогом звучала красивейшая многочастная композиция, для создания которой был приглашен единственный сессионный музыкант – саксофонист Николай Панов. 

Очень светлая баллада. Но там есть слабые строки, к сожалению. Я молодой был и не очень за этим следил. А есть очень сильные строки, ради которых до сих пор эта песня в репертуаре.


В 1996 году переизданный «Коллекционер Оружия» вышел в тираж и был раскуплен в момент. Записанный материал – синтез медитативного фолк-рока и жесткого гитарного драйва – до сих пор остается, по мнению многих, лучшей работой группы.

К тому времени рок-музыка уже стала коммерческим продуктом, и авторы альбома смогли получить от своей работы не только моральное, но и материальное удовлетворение.

Проезжая из Крыма в Питер на раздолбанной «пятёрке» через Москву, мы могли заехать к продюсеру и стрельнуть 100 баксов на бензин,  еду, и чтобы просто чуть-чуть пожить в Питере несколько дней, пока опять у кого-нибудь не займём денег. Мы к тому времени уже давно уволились отовсюду: невозможно ходить куда-то на работу, потому что это настолько не твоё, что непонятно, зачем это делать. И бывали действительно времена очень тяжёлые, когда мы перебивались с хлеба на воду, постоянно занимали деньги. Но ничего, выжили нормально.


 «Сплины» резко набрали почти недосягаемую высоту. Говорят, самое трудное – на ней удержаться, но это им пока удается. Равнодушных к их творчеству нет: снискав расположение его святейшества Бориса Гребенщикова, они были категорично не приняты Юрием Юлианычем Шевчуком, хотя и сотрудничали с театром ДДТ. Кстати, на одном из фестивалей этого театра, «Наполним небо добротой», музыканты получили в качестве приза фирменные гитары. На них игрались уже совсем новые песни, которые войдут в следующий альбом группы, но это уже совсем другая история.

Вернуться к списку альбомов

Новости, которые вас могут заинтересовать

{% status[currentStream]['station'] %}

{% status[currentStream]['artist'] %}

{% status[currentStream]['title'] %}

НАШЕ Радио

{% artistOther('nashe') %}

{% songOther('nashe')%}

{% track.date_formatted %} {% track.artist %} / {% track.title %}

ROCK FM

{% artistOther('rock') %}

{% songOther('rock')%}

{% track.date_formatted %} {% track.artist %} / {% track.title %}

Радио JAZZ

{% artistOther('jazz') %}

{% songOther('jazz')%}

{% track.date_formatted %} {% track.artist %} / {% track.title %}

Радио ULTRA

{% artistOther('ultra') %}

{% songOther('ultra')%}

{% track.date_formatted %} {% track.artist %} / {% track.title %}

Последние
10 песен

Закрыть
{% track.date_formatted %} {% track.artist %} / {% track.title %}