{% currentStation == 'nashe' || currentStation == 'rock' ? 'Сообщение ведущим' : 'Сообщение в эфир' %}

Отправить сообщение

Сообщение бесплатное

Если номер телефона указан неверно, сообщение не будет доставлено ведущим, а в случае победы вы не сможете получить приз

Ваше сообщение отправлено!

Авторизация через социальные сети
Вконтакте
Браво
Московский бит (1993)

1992 год.

  • В России появляются первые биржи.
  • Происходит разделение Чехословакии на 2 страны – Чехию и Словакию.
  • Новым мэром Москвы становится Юрий Лужков.
  • Анатолий Чубайс проводит ваучеризацию всея Руси.
  • В моду входят автоответчики и определители номера.
  • А из приемников того времени доносится

Первый год жизни непонятного миру сообщества под названием СНГ поражал количеством всевозможных казусов, политических скандалов и правительственных реформ, проблемами дележки лакомого советского наследия и категоричным открещиванием от социалистического прошлого. Свобода торговли, Шоковая Терапия, Ваучер, Приватизация, Горячие Точки и другие клише, характеризующие то время, закручивали сюжеты почище транслирующейся в то же время «Санта-Барбары».

В 1992 году на зимние Олимпийские Игры в Альбервиле будет отправлена странная команда под названием «Сборная СНГ» без собственного флага и гимна, и в последний раз в XX веке хоккейная олимпийская сборная выиграет золото Олимпиады. Примерно та же история повторится на Летней олимпиаде в Барселоне, где Александр Попов выиграет свое первое золото в плавании. Весь год СНГ будут потрясать военные события в Абхазии, Таджикистане и Приднестровье. Страна будет продолжать дробиться на суверенные государства и автономии.

Относительное благополучие в многогранном театре военных действий будет наблюдаться только на рок-н-рольном фронте. Ветер свободы и перемен донесся и до этой области отечественной культуры, тем самым её и похоронив. Ушли в прошлое цензура, литовка, да и питерский Рок-клуб с московской рок-лабораторией к концу года как-то незаметно самораспустились. Видимо, отпала необходимость контролировать и направлять молодежь в нужную сторону. Все проще рокерам теперь организовывать концерты и попадать в теле и радиоэфиры.

Однако группа, о которой сегодня пойдет речь, подобных проблем не испытывала уже несколько лет. К началу 1993 года московский коллектив «Браво» находился на самом пике своей творческой деятельности. Музыканты не вылезали из гастролей и готовили к выходу свой очередной и самый популярный за все годы альбом – «Московский бит».

Сюткин Валерий Миладович. Год рождения — 1958. Певец, композитор, автор текстов. Лауреат профессиональной премии «Звезда» и Национальной премии «Овация». В настоящее время известен как сольный исполнитель и телеведущий. Характер веселый. Общительный. Женат.

Если предыдущий альбом, «Стиляги из Москвы», можно назвать пластинкой, которую мы сделали, набирая обороты. А следующий — тот приятный случай, когда группа выпускает второй альбом сильнее первого. И мы с Женей Хавтаном как творческий тандем уже вышли на пик своей формы потому, что все написаны нами вдвоём.

После выхода альбома «Стиляги из Москвы» в творческой биографии группы «Браво» начинается самый бурный период. Пластинка разошлась огромными тиражами по всей стране, и музыканты жили на колесах. В 1991-92 годах коллектив дал невероятное количество концертов. Играя на стадионах и в концертных залах старые песни, музыканты не забывали и о новом материале.

Хавтан Евгений Львович. Год рождения — 1961. Бессменный руководитель группы «Браво» с 1984 года, лидер Los Havtanos. Композитор и гитарист. Увлекается коллекционированием гитар. Характер общительный. Женат.  

Это был год разъездов: самолеты, поезда — 90% времени мы проводили на гастролях. Соответственно, большинство песен были сделаны и отрепетированы именно в туре. Уже была ясна стилистика этого альбома — по стране на наши концерты ходили тысячи стиляг. Это стало культом и фетишем – одежда, музыка. 


В отличие от альбома «Стиляги из Москвы», авторская группа которого состояла из 5-6 человек, все песни для «Московского бита» были написаны только Евгением Хавтаном и Валерием Сюткиным. А помощь извне носила совсем иной характер. Речь идет о песне «Космический рок-н-ролл».

Я очень люблю Джерри Ли Льюиса: он такой блестящий, яркий пианист. «Космический рок-н-ролл» — это кавер-версия его песни «Great balls of fire». Записывать клавишный проигрыш мы позвали Дениса Мажукова, который играл тогда в группе «Старая гвардия»: пришел и буквально минут за 10 сыграл соло. Когда он играл, брызги летели из-под клавиш. После этого Денис какое-то время с нами работал, ездил на гастроли и играл с нами в составе «Браво».

Как это не удивительно, но в столь напряженном гастрольном графике музыкантам удавалось выискивать время на отдых. Хотя и на отдыхе они не забывали о творчестве. Так, например, о своей далекой от совершенства дикции Валерию Сюткину пришлось поразмышлять как раз во время отпуска.

С моей будущей супругой Виолой мы были в Кисловодске. Мы гуляли каждый день по парку. Я ходил со своим плеером, в котором вертелся рок-н-ролл —«Та-да-та-дам! Пу-ба-ру-бам!». Решил написать что-то, связанное с песней «Гагарин». Гагарин – абсолютный символ не только 60-х, но и символ Страны Советов и вообще всего, что связано с советским образом жизни. Поэтому мне захотелось6 чтобы его имя в этой песне прозвучало. Виола сказала мне: «А что там у тебя «Прямо в космос на ракете, как гагары мы летим?» При чем здесь северные птицы гагары?». Я говорю: «Гагарин, дорогая моя! Гагарин! Герой космоса!». И с этого момента стал более отчетливо на концертах выговаривать слова, ибо иногда не замечаешь.


В конце 1991 года в Беловежской Пуще главы Белоруссии, Украины и России поставили жирную точку в 69-летней истории супердержавы СССР. Весь 1992 год бывшие республики Советского Союза укрепляли национальный суверенитет, решали, входить или не входить в сообщество СНГ, вводили национальные валюты, гербы, флаги и государственные языки, «делили» валютный долг СССР, строили таможни – в общем, делали всё для торжества собственной независимости. Эти процессы, впрочем, происходили отнюдь не безболезненно. Немалая часть населения бывших советских республик оказалась если не захватчиками и оккупантами, то чужаками и инородцами — там, где раньше они считались братьями, на той земле, которую они считали своей родиной. Многие были вынуждены бросить родные места и уехать подальше от так называемых «горячих точек». Ведущими партиями во вновь образованных государствах становились объединения с названиями «Народный Фронт», которые завоевывали себе популярность не умно выстроенными предвыборными платформами, а истеричными, псевдопатриотическими лозунгами и поистине революционными имиджем борцов за независимость. Идиотизм порой брал верх над разумом и достигал невероятных высот. Так, в Кишиневе, столице Молдовы, борцами народного фронта было обнаружено досадное недоразумение в древней истории своего народа. Оказалось, что национальный герой Молдовы, господарь Штефан чел Маре был женат на родственнице русского царя Ивана Грозного. Чтобы устранить эту дьявольскую оплошность, лидер народного фронта госпожа Лару, провела на главной площади Кишинева торжественный обряд развода памятника Великого Штфана с русской женой, а затем в подвенечном платье при помощи священника вступила с тем же памятником в нерушимый супружеский союз. Закончилось это действо внутренним политическим скандалом, и факт бракосочетания с монументом не был занесен в анналы суверенного государства Молдовы.

Подобные передряги, а вдобавок к ним еще и финансовые кризисы, практически свели на нет гастрольную деятельность российских музыкантов в ближнем зарубежье. Группа «Браво» стала одной из немногих, кто ещё успел на волне успеха прокатиться по бывшим советским республикам. Под впечатлением от теплого приема в новых странах и некоторых российских городах и был написан главный хит альбома, давший ему название. 

Я отлично помню, как «Московский бит» Женя показал в Сочи. Фестивальный, открытый дворец. Мы приехали настраивать аппаратуру. Он говорит: «Позавчера набросал новую мелодию». И показывает. Я сразу сказал: «Припев – будут города». Набросал список городов, где «Браво» принимали особо тепло, где была армия преданных поклонников. «Над страной летит Московский бит» — СССР уже не являлся страной. Мы, наоборот, этим подчёркивали, что в музыкальном отношении мы всё равно остались одной страной, где понимают по-русски.

Страны уже не было, но для нас она осталась: мы по-прежнему ездим в Кишенев, в Киев и для нас нет границ, которых придумали политики. Еще мы хотели показать, что мы московская группа, потому что наиболее сильное движение стиляг было в Москве. Этот город — центр фарцовщиков, шмоток и автомобилей, стиляг, и поэтому мы назвали так альбом.

На такой мега-шлягер, понятное дело, никак нельзя было не сделать видеоклип, тем более что клипмейкерство в России стремительно набирало обороты. Решение снять видео было принято сразу, а вот сам процесс съемки оказался не таким уж быстрым и простым.

Это, по-моему, единственный клип в истории не только «Браво» с моим участием, но и в моей практике, когда клип снимался с нами дня 3-4. В начале поезд на Киевском вокзале нас привёз, потом на Шаболовке телевизионный кусочек, Красная площадь, на одном из козырьков гостиницы «Россия» с видом на Кремль, — режиссер эксплуатировал нас нещадно. Мы с ребятами, загримировавшись по зимним условиям, вылетали на этот балкон и изображали летнюю жару и задорный рок-н-ролл, а на самом деле уши мгновенно становились сизого цвета. Но весело было.

В ДАННОМ ВИДЕО СОДЕРЖАТСЯ СЦЕНЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ. ПОМНИТЕ, ЧТО ЧРЕЗМЕРНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ ВРЕДИТ ВАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ


Итак, 1992 год проходил у «Браво» в непрерывных гастрольных турах. А жизнь кочевая хоть и трудна, но не лишена своих прелестей. Немало удовольствия доставляло музыкантам общение с техническим персоналом – людьми, которые ездили в составе группы из города в город.

У нас был звукорежиссер Кузнечик, басист Лапин Серёжа и конферансье Женя Яковлев. Мы их называли «Лапоть, Пузырь и Соломинка», поскольку по габаритам подходили. Они возили плиточку с собой и кухоньку. И каждый вечер был большой спор, кому сегодня готовить, мыть посуду и т.д. Когда техники готовили суп, и ты приходишь на настройку, а там лавровым листом на всю сцену пахнет, а в стране вообще недоедание некоторое наблюдалось… Жили большой коммуной — весело, девушки, рок-н-ролл, нарушение режима, в общем, столько не выпьешь сейчас, конечно, как тогда.

Как тут не вспомнить пионерские лагеря, студенческие походы, общаги, картошку – в общем, романтику юности. А какая может быть романтика без любовных и шпионских страстей?

Песен про дождь очень много. Был какой-то детективный фильм (то ли румынского производства, то ли ГДР) с таким названием. Ну, любовная лирика, но мелодия красивая. Не могу сказать, что мы её часто играли на концертах, но для пластинки такая песня необходима — она даёт лирическое настроение.

Исполнение этой песни предполагало участие сессионных музыкантов. Найденная группой «Браво» для записи «Московского бита» духовая секция оказалась весьма специфичной.

Это красивая баллада с акустической гитарой, и я хотел, чтобы в конце звучал тромбон. Наш трубач, Сережа Бушкевич, сказал, что у него есть знакомый тромбонист, с которым он играал в оркестре. Но не уточнил, в каком. Я спросил у этого тромбониста, где он с Сережей познакомились. Тот ответил, что они вместе таскают жмура. А жмурой духовики называют играть на похоронах. Вообще любой музыкант-духовик такой вот халтурой занимался —играют в военных оркестрах, либо таскают жмура.


В 1992 году в России начинает набирать обороты туристический бизнес. Заработанные после указа о свободе торговли деньги или украденные ранее партийные и профсоюзные кассы надо было где-то тратить. Вниманию самых богатых предлагаются и всевозможные заграничные поездки, однако при этом формально Россия все ещё остается невыездной страной. Только в начале 1993 года упразднят выездные комиссии с характеристиками и старые загранпаспорта. Наиболее солидным и шикарным видом отдыха считаются морские, по большей части, европейские круизы на теплоходах. В обычный круизный набор входят: огромный белоснежный лайнер с каютами всевозможного класса, посещение 5-6 стран с экскурсиями, рестораны разных кухонь и всевозможные развлекательные шоу на корабле, где подвыпивших туристов также можно было развести на деньги, предложив им взамен иллюзию невероятной крутизны. Дополнительной приманкой служат концертные выступления знаменитых артистов на борту корабля. Музыкантов обычно приглашали принять участие в круизе на бартерных условиях: вы играете и поете вечерами в ресторане, а за это мы не берем с вас денег за круиз. Невероятно пафосные на взгляд простого обывателя, такие поездки на деле оказывались трагикомичным предприятием, плохо действующим на психику людей, обезображенных интеллектом.

Мы с «Браво» за 2 или 3 круиза сделали выводы: на всю жизнь мне хватило, больше никогда я в круизы не поеду. Ты попадаешь в замкнутое пространство, и там наши соотечественники… Ну что может быть смешнее, если тебя кормят так, что ты фактически должен лопнуть уже, но вечером после этого основного питания ждет «встречный ужин». .

Вдоволь насмотревшись на заграницу, загорев на палубе дочерна и смертельно устав от компании безумных соотечественников, нормальный человек к концу круиза с нетерпением ждал ночи, чтобы немного расслабиться и насладиться спокойствием и тишиной. Поэтому в последние дни морского путешествия, по ночам на палубах можно было обнаружить медитирующих людей, вдыхающих полной грудью морской воздух в полном одиночестве, своеобразных лунатиков. 

Песня, на мой взгляд, очень стильно сделана, легко — я сразу нашёл такой текстовой ход, что это лунатик, который ходит по крышам. Мощный духовой проигрыш в середине, который спродюссировал наш трубач Бушкевич Серёжа. Я ему мелодию напел, а он сделал дудочный такой «тутти». Нравится мне очень это дело.

Идея приглашать в круизы знаменитых артистов, помимо их выступлений на корабле, имела и ещё один плюс для туристических агентов. Организаторы морских путешествий быстро смекнули, что звезда, помещенная в замкнутое пространство, деться от обычных пассажиров не сможет никуда, как бы она ни старалась. Поэтому зачастую в рекламном буклете турагенств среди прочих бонусов можно было обнаружить такой пункт: «неформальное общение со звездами эстрады». И концу тура уже было не совсем понятно, кому от этого общения более тошно – то ли артистам, уставшим от пассажиров, то ли пассажирам, уставших от артистов, то ли артистам, уставших от других артистов.

И к 3 дню круиза любой, начиная от младшего механика в команде и заканчивая тюменской группой товарищей, дергают тебя за галстук и говорят: «Валер! Чё ты не заходишь к нам, в конце концов?». То есть, всё. Ты можешь вести себя как угодно, я, в общем, обороноспособный парень. Они делают правильные, наверное, со своей точки зрения выводы, что мы все родные люди на этом корабле и не надо этого стесняться. К 28 дню круиза, если он длинный, вы уже пережили ненависть: жить не могу на одном корабле, а пристрелить жалко, потому что не хочется потом отбывать в местах заключения. 


Над сведением пластинки и концертной программой «Московский Бит», музыканты работали в таком составе: Валерий Сюткин – вокал, Евгений Хавтан – гитара, Сергей Бушкевич – труба, Алексей Иванов – саксофон, Игорь Данилкин – ударные и Дмитрий Гайдуков, сменивший на этом посту Сергея Лапина, – бас. Этим же составом музыканты, как правило, ездили и на гастроли, и в круизы. Кстати, во время одного их этих пресловутых морских путешествиях, Хавтан с Сюткиным впервые исполнили песню «Пилот 12-45». Идея этого зажигательного рок-н-ролла родилась у музыкантов как-то во время длительного авиаперелета. А вот его премьера состоялась как раз на корабельном концерте. 

Я помню, что сижу на палубе и мусолю фразу «Хочу тебе сказать па-па-парам-пам, что нравишься ты мне, но я решил тебе об этом написать». Эта песня – наследница традиций рок-н-ролла… В клипе «A Letter For You» музыканта Shakin’ Stevens в небе пишут самолетом слова «I love you». И эту картинку я хотел описать — «тебе напишу фигурой высшего пилотажа, что как я к тебе отношусь». И вдруг приходит в голову — солидный человек сидит за штурвалом. Как они обычно? «Борт 1245». О! И фраза «Двенадцать сорок пять па-па-ра-пам»! 

Я даже помню места, если мне покажут ТУ-154, с какой стороны мы сидели с Валерой, когда обсуждали, полусонные, что неплохо бы написать песню про самолет. Мне очень нравятся песни, в которых есть цифры. И получилась песня «Пилот 1245» про летчиков, про самолеты, про девушек.

Песня, задуманная в воздухе и получившая концертное воплощение на море, обеспечила себе долгую и хитовую жизнь. Между прочим, в свое время Валерию Сюткину выпала честь отдать свой долг родине, послужив в вооруженных силах СССР. И службу Валерий проходил как раз в ВВС, поэтому о самолетах он знает не понаслышке. 

Естественно, я знаю такие слова, как фюзеляж — они должны быть обязательно использованы. Я, конечно, далёк от нашего импресарио Евгения Яковлева, у которого самое простое слово – «ламинирующийся поток».


Весь 1992 год, да и последующие несколько лет, у российского телезрителя прошли под знаком «Санта-Барбары». Сериал длиною в жизнь нашей стране был в диковинку. Домохозяйки пересказывали друг другу содержание предыдущих 128 серий картины, плодили слухи о развитии сюжета и гадали, сколько будет длиться эта мыльная эпопея. По всей стране разнесли газетную утку о том, что первые серии сняты давно, но продолжение снимается до сих пор. Многолетняя жизнь сериала породила целое направление народного юмора: «Уеду жить в Санта-Барбару. – Почему? – А я там всех знаю!» — и открыла для российских сериаломанов невиданную ранее вещь: оказывается, одну и ту же роль в картине могут последовательно играть и два, и три, и даже четыре актера! Группа «Браво» поклонником этой мыльной оперы не являлась, однако кое-какое влияние «Санта-Барбары» на себе испытала.

Ее не смотреть было невозможно, потому что она шла все время. Но это совершенно не мое кино, и поэтому, видимо, прошло мимо меня. Я точно помню, что мы пытались не делать концерты в те дни, когда на экранах шел сериал, «Санта-Барбара», потому что резко ухудшалась посещаемость концертов в это время.

Одним из немногочисленных мест, где можно было спастись от «Санты – Барбары», были как раз те самые морские круизы. Только ради этого стоило, наверное, мужественно терпеть все мучения, сопутствующие поездке. Впрочем, в таких путешествиях тоже смотрели кино. Но даже очень хорошее кино не всегда адекватно воспринималось отдыхающими круизёрами.

Я никогда не забуду. Мы поехали в круиз — одни артисты. Корабль рассчитан мест на 400, скажем, а нас 200.  Вместе с нами поехала рижская «золотая молодёжь» 90-х. И эти ребята каждое утро меня радовали. Выходишь с утра – они все в шелковых халатах, стрижки короткие, но они в сеточках играют в карты, говорят: «А, Валера! Привет! Здравствуй, дорогой! Садись, поиграем здесь».

Как-то на палубе загораю, вдруг слышу: «Старик! У меня просьба к тебе! Я тебе говорю, да, тебе! У нас там парень один не смог поехать. У него пятнашка. Но мы ему передадим кассету эту. Ты не мог бы на концерте сказать: «Вася! Это для тебя!»? Фамилию не надо, он поймёт. И песню «Вася» спеть. А я сниму, ладно?». И пауза. А он это громко говорил, весь корабль, все артисты слышали. И, вспомнив всё, что я знал «по фене» когда-либо, отвечаю: «Ну чё зря мурлом мацать? Оформим!». И он пошёл. А Хавтан шепнул: «Валер! Только ты не забудь, я тебя очень прошу». Вот это было смешно. Ребята были такие, что забыть нельзя.

Возможно, как раз в такие моменты, музыкантам хотелось в одно мгновенье оказаться как можно дальше от этого круизного лайнера. Например, где-нибудь на Северном полюсе.

Мы пустили утку, что собираемся перелететь на самолете куда-то в заполярье. Нам постоянно звонили и спрашивали, когда будет полет, на каком самолете. И мы придумали различные версии, как это будет выглядеть. Поэтому нужно было записать песню.

Это одна из последних по времени написания песен — к тому моменту у нас уже был «Московский бит», «Ленинградский рок-н-ролл», и я решил, что твист должен быть тоже с прилагательным. Северный Полюс! Это же такая романтика! Вот слушаешь ее – хорошая советская песня, но при этом модная на тот и, как показало время, на любой момент. Секрет популярности таких лёгких мелодий —  грамотное сочетание исторической земли под названием Америка и Англия, где рок-н-ролл является музыкой национальной, с лучшими традициями советской песни. 


Чтобы окончательно добить круизную тему, осветим немного репертуар распространенных на лайнере ночных шоу и развлечений.

Проводили «Пиратский ужин», на котором я запомнил Надю Бабкину в каких-то велосипедных трусах, в каске — запредельно смелый вид! Меня гример балета «Тодес» заделал под графа Дракулу. Трио самых лучших танцоров из «Тодеса» накинули на себя волейбольную сетку — Змей-Горыныч: одна голова – бабник, вторая — хулиган, а третья — извинялась за всех. Они просто лазили по карманам, раздевали женщин, целовали, ели, плескали этим ребятам из Риги в лицо вино. Очень хороший отрыв был, запомнился круиз.  Коля Фоменко устроил аукцион – продал пластинку Апиной за какую-то баснословную цену, очень смешно было.

Хотя музыканты и не парились месяцами в душных студиях, о будущих песнях не забывали. Дописывались какие-то тексты, доводились до ума проигрыши, рождались идеи для новых клипов, благо красота средиземноморских стран к съемкам очень располагала. Так был придуман видеосюжет на песню «Рио».

Немногие наши поклонники знают, что это песня про Остапа Бендера — про этот остров мечты, про пальмы. Мы были в круизе и сняли совершенно замечательное видео: обезьяны, попугаи, и мы играем на фоне плещущегося моря. Очень красиво получилось.   

В ДАННОМ ВИДЕО СОДЕРЖАТСЯ СЦЕНЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ. ПОМНИТЕ, ЧТО ЧРЕЗМЕРНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ ВРЕДИТ ВАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ

Песня «Рио» — это «красивость». В любой концертной программе, помимо того, что есть энергетические песни, должна быть обязательно красота. Вот ее в репертуаре «Браво» очень точно отображает «Рио». 

Наш басист Серёжа Лапин — страстный поклонник команды Duran Duran, у которых есть пластинка «Rio». В общем, Сергей сразу сказал: «Это должно быть про Рио-де-Жанейро». А когда мне говорят: «Рио-де-Жанейро», передо мной Остап Бендер в белых штанах, в костюме — такая вот мечта великого комбинатора. И, собственно, Серёже спасибо. Он сказал слова припева: «Здравствуй, Рио! Это я!».


К октябрю 1992 года альбом был полностью записан. На завершающей стадии работы пластинка повторила опыт предыдущей, «Стиляг из Москвы», то есть снова не обошлось без участия музыкантов группы «Машина Времени». Выпускающим продюсером альбома был Александр Кутиков, а в одном из клипов снялся Евгений Маргулис. Окончательным сведением пластинки занимался близкий друг Евгения Хавтана, лидер популярной в 80х годах группы «Диалог» – Ким Брейтбург. Менеджером по рекламе в группе в то время трудился Александр Пономарев, нынешний продюсер групп «Сплин» и «Би-2». На песни из альбома было снято 6 видеоклипов. Над 5-ю из них трудился Александр Файфман, в том числе и над видео «Как Жаль».

В отечественном клипостроении мы первыми использовали прием, когда камера проезжает как бы через стенку. 

Я потом, кстати, видел во многих отечественных клипах в различных вариациях все наши видео с этого альбома. Было сделано три комнаты, и камера ехала из комнаты в комнату: в одной — мы играли, в другой — был парень с девушкой на романтическом свидании, в третьей —  улица, где чинили старый автомобиль.

В ДАННОМ ВИДЕО СОДЕРЖАТСЯ СЦЕНЫ КУРЕНИЯ. ПОМНИТЕ, ЧТО КУРЕНИЕ ВРЕДИТ ВАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ

Оформление альбома «Московский Бит» было доверено Евгению Жилинскому, который приложит свою художественную руку и к другим работам «Браво». Музыканты познакомились с художником во время гастрольной поездки в Израиль и под впечатлением от его картин попросили придумать его что-нибудь забавное для их пластинки. Исполненные Евгением комиксы, по словам Валерия Сюткина, были «восхитительны и великолепно вписывались в эстетику советского музыкального фундаментализма, пожененную, от слова «женить», с американским рок-н-роллом». С этим согласились все участники группы, и обложка была утверждена.


Весь 1992 год страны СНГ занимались дележом советского наследства, в том числе и Вооруженных сил СССР.  Руководители и властные структуры бывших союзных республик поступали по-разному. Прибалтика, например, потребовала вывода советских войск и флотских подразделений вместе с армейскими запасами. Другие страны оставили запасы себе, а части и соединения постепенно вытеснили со своей территории. Но оригинальней всех поступила Украина, объявив все соединения и части Вооруженных сил бывшей Советской армии своими, включая и Черноморский флот со всеми его ракетными крейсерами, подводными лодками и авианосцами. Понятно, что мощь Черноморского флота была несоизмеримой с задачами, обозначенными в военной доктрине Украины, занимающей более чем скромное место на мировой политической арене. И окажись Черноморский флот в украинской «собственности», он бы очень быстро прекратил свое существование. Длительная и изнурительная борьба, в конечном счете, увенчалась относительным успехом. 12 июня 1992 года Черноморский Флот поднял на своих кораблях Андреевские флаги, а над военными городками и зданиями флотских учреждений взвились трехцветные государственные флаги Российской Федерации. Главной базой Черноморского флота был город-герой Севастополь, который не обошли своим вниманием музыканты группы «Браво».

Были концерты у нас в Севастополе. Очень хорошие. Мы выступали в доме моряков. Помню, очень много стиляг в этом городе было. Потому что город такой романтичный, как мне кажется.

У нас был легендарный концерт в цирке. На одной из песен на сцену выскочили два совершенно отвязных стиляги и начали шуровать так, что поднялась вековая цирковая пыль — невозможно дышать было. А вслед за ними весь цирк вывалил: мы все, как в едином клоунском порыве, играем, а они вокруг нас танцуют. 

Гастрольная жизнь не мешала музыкантам работать над задуманной пластинкой. Как и прежде, в своих песнях «Браво» отдавало дань уважения стилягам 60-х, к непередаваемому восторгу стиляг 90-х.

Один из главных хитов альбома всецело соответствовал стиляжным канонам и навсегда вписал себя золотыми буквами в историю «Браво». Точнее буквами оранжевыми.

Технология сочинения текстов в «Браво» была следующая. Я в любом виде записывал сырую мелодию к себе на плеер, ходил целыми днями и думал, что это такое. Когда «Галстук» вертелся в моей голове, мне пришла фраза «Пожар в джунглях». А про стиляг говорили: «У него галстук – пожар в джунглях». Всё! Я зацепился. Эта песня будет о том, как человек приходит на танцы в ярком галстуке и утверждает, что ярче этого галстука в мире ничего нет. И дальше дело техники. Геологи, романтики. То есть слова, которые создают вот эту атмосферу были выписаны в столбик и равномерно распределены благодаря рифмовой технике.

Песню «Стильный оранжевый галстук» мы делали в Сочи, в зале «Фестивальный», часа за 2-3 до концерта. Я хочу сказать, что этот альбом был, наверное, самый яркий из стиляжного периода «Браво, потому что практически все песни, которые звучали на нем, стали впоследствии хитами. 

Для клипа художник и Саша Файфман вместе соорудили картины, в которые мы головы всовывали: были и космонавтами, и на пляже, и с веслом. Может быть, кто-то не обращал внимания, но я пригласил на исполнение роли второго плана моего друга – музыканта Маргулиса из «Машины Времени». Он там играет еврейского фотографа, что ему было нетяжело. Я ему говорю: «Женя! Ради Христа! Сыграй фотографа». Хотя Женя ничего «ради Христа» не делает в этой жизни — у него другое вероисповедание, но ничего, нормально, заехал. 

Когда мы закончили снимать клип, то обнаружили, что самое интересное происходило с другой стороны декораций: художник Мосфильма не учел одну вещь, что все люди разного роста и находятся на разном уровне. Мы подставляли какие-то лавки, табуретки — сзади происходила совершенно дикая картина: люди полувисящие, полусидячие. В конце концов, декорация рухнула и чуть не прихлопнула нашего барабанщика. 

Нетрудно догадаться, что после выхода на экраны клипа «Оранжевый галстук» и публикации альбома «Московский бит» многочисленные поклонники группы считали очень оригинальным притащить на концерт галстук и при первой возможности нацепить его кому-то из участников группы, а если не повезет, то хотя бы просто швырнуть его на сцену. Настал момент, когда количество галстуков переполнило чашу терпения музыкантов.

Где-то через год после записи «Оранжевого галстука», я вообще перестал носить галстуки ни в жизни, ни на сцене. У меня до сих пор огромная коллекция этих галстуков, которые нам приносили, одевали на сцене.


В завершение истории об альбоме «Московский бит» вернемся к музыкантам, которые помогали группе «Браво» в процессе его создания. Самой массовой по количеству участников получилась последняя песня пластинки — «Вот и всё». Она была исполнена в сопровождении Московского камерного оркестра под управлением Жукова. Через полгода после выхода альбома на эту песню будет снят клип, который многие будут считать прощанием «Браво» с периодом стиляжничества. 

Стало традицией в конце альбома помещать медленные песни. «Вот и все» больше всего мне нравится из «Московского бита» потому, что все остальные песни мне набили оскомину. Мне хотелось сделать, чтобы она звучала как баллады Элвиса Пресли финального периода, когда он уже был толстый на концерте в Лас-Вегасе. Наверное, все помнят эти кадры: играет большой оркестр, все пафосно, он говорит какие-то слова, выжимает слезу, и барышни плачут в бриллиантах на первых рядах. И вот мы записали такую песню, и очень удачно получалось: все девушки, женщины, все рыдали в зале и думали, что все, это вообще финальная песня группы «Браво» и этот концерт последний в городе. 

В этом альбоме вообще нет проходных песен — каждая принималась «на ура».

Альбом сначала вышел на виниле. Это была последняя виниловая пластинка группы «Браво», собственно говоря, на этом кончилась в стране эпоха виниловых пластинок.

Виниловый диск «Московский Бит» моментально смели с прилавков. Вместе с альбомом «Стиляги из Москвы» он стал самым продаваемым диском в истории группы. Его относительно небольшая продолжительность – 32 минуты — позволит через несколько лет музыкантам выпустить своеобразный вариант пластинки, куда в виде бонус-треков войдут все песни с альбома «Стиляги…». Он будет оформлен, как и первый вариант диска, и только в буклете к альбому Евгений Хавтан назовет его «сборником песен «Браво» за период с 88 по 93 год».

Впереди музыкантов ожидали не менее гастрольный 1993 год, запись нового альбома, съемки видеоклипов, празднование 10-летия группы, смена имиджа, частичное возвращение старого состава группы и многое другое. Но это уже совсем другая история.  

Вернуться к списку альбомов

Новости, которые вас могут заинтересовать

{% status[currentStream]['station'] %}

{% status[currentStream]['artist'] %}

{% status[currentStream]['title'] %}

НАШЕ Радио

{% artistOther('nashe') %}

{% songOther('nashe')%}

{% track.date_formatted %} {% track.artist %} / {% track.title %}

ROCK FM

{% artistOther('rock') %}

{% songOther('rock')%}

{% track.date_formatted %} {% track.artist %} / {% track.title %}

Радио JAZZ

{% artistOther('jazz') %}

{% songOther('jazz')%}

{% track.date_formatted %} {% track.artist %} / {% track.title %}

Радио ULTRA

{% artistOther('ultra') %}

{% songOther('ultra')%}

{% track.date_formatted %} {% track.artist %} / {% track.title %}

Последние
10 песен

Закрыть
{% track.date_formatted %} {% track.artist %} / {% track.title %}