Первыми шагами Цоя-актера были дипломные короткометражки с участием группы — «Конец каникул» и «Йя-Хха». Затем режиссер Сергей Соловьев, услышав песню «Мы ждем перемен» в Ленинградском рок-клубе, уговорил Цоя не выпускать ее, а придержать для финала своей «Ассы». Так получился первый рок-н-ролльный блокбастер перестройки и родился новый кумир советской молодежи.
Увы, в кино Цой сыграл всего одну крупную роль. Но образ одиночки Моро, противостоящего наркомафии в «Игле» Рашида Нугманова, придал новое измерение имиджу самого Цоя. Получился редкий в советском роке случай, когда артист подтверждает свои слова делом, пусть и на экране. В момент гибели Цоя Нугманов занимался разработкой своеобразного сиквела «Иглы» — советско-американской копродукции «Цитадель смерти» с участием Дэвида Бирна по сценарию Уильяма Гибсона.
Вячеслав Бутусов
«Любовь — это взгляд с экрана». Впервые песня на стихи Ильи Кормильцева звучит в короткометражке «Раньше было другое время» Алексея Балабанова. Со стены в комнате главной героини цинично смотрит фото Алена Делона. В роли самого себя Бутусов (вместе с Сергеем Чижом Чиграковым и Настей Полевой) появляется и в «Брате». Его камео было нужно Балабанову, для того чтобы помочь зрителю поверить в достоверность образа Данилы Багрова. Получилось убедительно: именно с молчаливого благословения Бутусова герой в свитере грубой вязки и с «сидюком» «Нау» в плеере сошел с экрана и стал ролевой моделью для миллионов постсоветских юношей.
Юрий Шевчук
Продюсер Балабанова Сергей Сельянов снял Шевчука в своем режиссерском опыте «Духов день» — драме в жанре магического реализма, пытавшейся сформулировать некие национальные идеи об ущербности индивидуализма и силе кровнородственных связей. Герой Шевчука — богемный диссидент, обладающий даром телекинеза (советская «Кэрри»), но неспособный этот дар контролировать, становится интересен органам и вынужден бежать от их внимания за границу. Это глубоко хтоническое понимание судьбы отечественных супергероев было вполне адекватно надрывному и одновременно смиренному творчеству лидера «ДДТ».
Позже «музыкант Юра» сыграл роль агитатора-антоновца в фильме «Жила-была одна баба» Андрея Смирнова, а также пациента психлечебницы в драме «Антонина обернулась» по сценарию Ивана Вырыпаева.
Константин Кинчев
Юнцы в школьной форме, гэбэшники в пиджаках, а также обшарпанные питерские кухни, гостиные, подворотни и дома культуры становятся свидетелями того, как Константин Кинчев вербует свою армию. Все это происходит в драме высокой социальной ответственности «Взломщик», написанной Валерием Приемыховым. В кадре, помимо Кинчева, щеголяющего в футболке с логотипом MTV, ненадолго появляются и другие знаковые фигуры питерской рок-тусовки: Олег Гаркуша, Леонид Федоров, группы «АВИА», «Кофе», «Присутствие», Алексей Вишня, Андрей Свин Панов. Но на место главного героя здесь все-таки претендует сама атмосфера перестроечного Ленинграда.
Кинчев, получивший за роль премию на кинофестивале в Софии, остался недоволен своими актерскими способностями, а также тем, что его героя переозвучили, и поставил крест на кинокарьере актера. Правда, в том же 1986 году он вместе с другими членами «Алисы» появился камео в двухсерийном детективе «Переступить черту» — на экране эта группа называлась «Бумажный змей».
Пётр Мамонов
После небольшой роли доктора-наркоторговца в «Игле» лидер московской арт-панк-группы «Звуки Му» получил главную роль в «Такси-блюзе» Павла Лунгина. В этом классическом образце позднесоветской чернухи Мамонов играет склонного к богемной жизни саксофониста, водящего вынужденную дружбу с пролетарием-таксистом (тот отобрал у лабуха в счет долга инструмент). В этот переломный (1990 год) для страны период рокеры в советских фильмах как раз начали превращаться из героев в трагических изгоев, которые не готовы противостоять ходу истории (хочется добавить — «истории поп-музыки»).
С тех пор Мамонов, регулярно дающий моноспектакли на сцене и до совершенства отточивший искусство мимики, больше не выступает в амплуа неудачника. Играет ли он Ивана Грозного в фильме «Царь», монаха в «Острове» или отца в «Шапито-шоу», его персонаж готов противостоять всему.
Андрей Макаревич*
Лидер «Машины времени» первым из советских рокеров перешел из андерграунда в истеблишмент, благодаря чему нажил себе много недоброжелателей в подполье. Сначала его песни прозвучали в «Афоне». Затем он со своим «вокально-инструментальным ансамблем» (слово «рок» считалось неблагонадежным) аккомпанировал Софии Ротару и Михаилу Боярскому в позднебрежневском мюзикле «Душа», снятом Александром Стефановичем, тогдашним мужем Пугачевой. В следующем фильме, «Начни сначала», Стефанович ставит знак равенства между Макаревичем* (он играет рубящего правду-матку барда-аутсайдера, то есть фактически самого себя) и Высоцким, Пушкиным, Есениным.
Борис Гребенщиков*
«Не знал, что Брэд Питт поет по-русски о жизни инженера в предперестроечную эпоху», — гласит комментарий на YouTube под короткометражкой «Иванов» 1981 года. Непонятно, почему у БГ с его внешними данными голливудской звезды такое небольшое количество ролей в кино — лишь «Черная роза — эмблема печали, белая роза — эмблема любви» и «Два капитана 2». Виной ли тому отсутствие подходящего типажа в местной кинопромышленности или врожденная осторожность? Как бы там ни было, за Гребенщикова* на съемочной площадке работает его дочь Алиса, делая это весьма успешно.