История песни "Стрижи" группы "Браво"

26.02.2020

Олег Чилап, автор текста песни «Стрижи», поделился историей создания композиции.

 

«…Летом 2001 года Евген (Евгений Хавтан) позвал меня съездить вместе с его группой в легендарную лётную часть «Стрижи». Я путешествовать люблю — чего там! Поехали! Что мы, не Гагарины?!

В пути Хавтан рассказал мне презабавную историю.

Много лет назад группа «Браво» гастролировала в каком-то очень сибирском городе. После концерта к музыкантам за кулисы прорвались восторженные курсанты местного лётного училища. Яркие подробности той встречи я описывать не возьмусь, но в результате музыканты с лёгкостью, присущей молодости, пообещали будущим чкаловым сыграть для них концерт. Не сразу, конечно, когда-нибудь потом. Может, даже в другой жизни.

Прошло много лет, те курсанты выучились на пилотов-офицеров, стали асами. Служба забросила их в эскадрилью «Стрижи». Верой и правдой доказывают лётчики свою ежедневную любовь к Отчизне.

В дни национальных праздников лётчики-«стрижи» на сверхзвуковых самолётах показывают класс над Красной площадью на глазах у президента страны и его зарубежных гостей. Те, не стесняясь, цокают языками и восхищаются в голос. Президент, хоть и сохраняет невозмутимость, сам, как пацан, в восторге, и позже в Кремле награждает героев за служение родному небу. В общем, наступила действительно другая жизнь. А группа «Браво» для бывших курсантов Всесибирского лётного училища так и ни разу… И тогда, проявив упругость и прыть, лётчики разыскали Хавтана, напомнили об обещании столетней давности, и зазвали к себе в часть на какой-то буйный авиаторский праздник. Человек не только пытливый-и-настойчивый, но и порядочный, Хавтан своё обещание вспомнил и… дрогнул. И группа «Браво», прихватив меня с собой, отправилась в авиационный полк «Стрижей».

Лётчики обрадовались музыкантам по-настоящему: ещё до концерта всех нас по два-три пассажира распихали по военным самолётам и всерьёз стали показывать небо вблизи. Кто-то из бравовцев вжимался в кресло, кому-то пригодился выданный заранее гигиенический пакет («On the way the paper bag was on my knee, man I had a dreadful flight» (John Lennon-Paul McCartney, «Back In The USSR»)). Хавтан, как и подобает лидеру группы, был собран, хотя и улыбался (наверное, от ужаса). Я же взбудоражен был о!чень, ведь не каждый день летаешь на военном самолёте!

Пролетая над просторами Родины и восторженно рассматривая жизнь на земле, я ассоциативно припомнил один из рассказов Фолкнера. Потом разглядел в-чём-мать-родила-женщину, загоравшую под каким-то подсолнухом на своём типа дачном участке, где кроме подсолнуха и собственно самой женщины ничего и не было. И ещё я придумал тогда идею песни «Чучелко», которое «в огороде сонном» проживает нелепую свою жизнь «что бы ни случилось»… Солнце прыгало в небе, восторг от полёта переполнял меня. И когда куражившийся перед музыкантами лётчик-«стриж» закладывал очередной вираж, я на всю кабину внушительно орал вечнозелёное русское «Давай!», и не хотел приземляться. В общем, вдохновился я сильно.

Потом в местном Доме офицеров, где наблюдался откровенный переаншлаг, я читал со сцены свои стихи, мне бешено аплодировали, и я был горд, как пионер Вася, который ещё не успел стать стилягой. А после этого состоялось потрясающее выступление группы «Браво». Все, кто там присутствовал — от офицеров и их жён до стоявших на страже солдатиков, — хором пели бравовские песни. Такое людское единение всегда впечатляет, а в тот день особенно…

Те самые лётчики, которые выудили «Браво» на праздник, ходили героями и приводили в гримёрку своих жён и боевых подруг. Они смущённо фотографировались «на фоне Пушкина», после чего брали у нас автографы. А остальные военные, не имея доступа к телу артистов, немного завидовали — это было заметно. Но и те и другие показались нам очень симпатичными людьми. Надеюсь, так было не только в честь праздника.

А уж какой там был банкет!..

На обратном пути вперемешку с эмоциями во мне рифмованно запрыгали слова «Ножи в землю,/ Служить небу,/ Кружить всю жизнь/ Над пропастью во ржи./ Ножи в землю,/ Служить небу,/ Стрижи, стрижи, стрижи,/ Стрижи, стрижи…» Восторженный сверх всякой меры, я тут же предложил Хавтану написать про этих лётчиков песню. Как человек не только пытливый и настойчивый-и-порядочный, но и фанатично преданный музыке, Хавтан сразу же откликнулся. В итоге родилась песня «Стрижи».

Позднее эта песня стала чем-то вроде гимна прославленной лётной эскадрильи. Говорят, военные духовые оркестры исполняют мелодию песни на всех военно-воздушных праздниках «Стрижей». Произведение даже вошло на CD «От винта!» — сборник самых-самых отечественных песен о лётчиках и авиации. На диске том имена Богословского, Бернеса, Утёсова, Крючкова, Визбора, Высоцкого, ещё куча всяких исторически-бронзовых, ну, и наши с Евгеном. Лично мне это — о!чень, не меньше, чем тогда на военном самолёте в небе.

А с Хавтаном мы ещё сочиним чего-нибудь вместе. Я так думаю. Например, когда на Луну слетаем. Или на подводной лодке сплаваем. Только вот какого цвета будет эта субмарина — я никому не скажу…»

Чтобы увидеть новость полностью, перейдите на полную версию страницы