{% currentStation == 'nashe' || currentStation == 'rock' ? 'Сообщение ведущим' : 'Сообщение в эфир' %}

Отправить сообщение

Сообщение бесплатное

Ваше сообщение отправлено!

Авторизация через социальные сети
Вконтакте
Новости НСН

Как Александр Башлачев повлиял на русский рок

Александр Башлачев остается одним из главных героев русского рока, хотя, по сути, к нему никогда не принадлежал — надрывным, народным и трагическим. Его ценят за уникальные поэтику, язык и стиль — словно из древнерусских былин. Песни Башлачева продолжают восхищать современников и вдохновлять новые поколения российских музыкантов. Какие следы творчество Башлачева оставило в современной культуре?

«Сплин» «Петербургская свадьба»

Многие считают, что перепевать Башлачева бессмысленно и невозможно — слишком неподражаема манера и неподатлив материал, остается только пытаться копировать ноты и интонации. Кто-то думает, что современная публика вообще слабо восприимчива к поэтической и музыкальной форме Башлачева.

Александр Васильев, и сегодня продолжающий работать со словом в традициях русского рока, положил башлачевский текст — посвящение Санкт-Петербургу и поэту Пушкину на свой ритм и мелодию, превратив его фактически в собственную песню. На концертах «Сплина» он также часто посвящает Башлачеву композицию «Летела жизнь».

Так «Петербургскую свадьбу» пел Башлачев:

«Курара» «СашБаш. Свердловск — Ленинград и назад»

Большой период жизни Башлачева связан со Свердловском (нынешний Екатеринбург), где он учился на факультете журналистики Уральского университета. В том числе поэтому в городе до сих пор так сильно его любят. В 2014 году группа «Курара» (солист которой Олег Ягодин — также ведущий актер «Коляда-театра») поставила в Центре современной драматургии спектакль-концерт по мотивам творчества Башлачева. В нем, впрочем, звучат в основном песни самой «Курары».

Постановка, которую Ягодин характеризует как «пустячок», пользуется популярностью и регулярно приезжает в российские города. Спектакль даже трижды номинировался на «Золотую маску», но со скандалом был снят с премии за то, что, по мнению родственников Башлачева, искажал факты его биографии. 

«Сансара» «Болит»

В 2012 году лидер екатеринбургской «Сансары» Александр Гагарин, для которого Башлачев стал одним из главных источников вдохновения в юности, взял ударную строчку из его «Посошка» — «Объясни — я люблю оттого, что болит, или это болит оттого, что люблю», — а Феликс Бондарев из RSAC наложил на нее шумные гитары. Получилась рок-мантра «Болит», в которой, как говорит сам Гагарин, «есть ответы на все вопросы». Она открывает и задает тон «Игле» — наверное, самому яркому и пробивному альбому «Сансары».

Запись Башлачева, которая считается последней прижизненной, — «Посошок». Песня исполнена в квартире его подруги, театрального критика Марины Тимашевой, в Москве 29 января 1988 года.

«Калинов мост» «Все от винта»

В 2010 году Дмитрий Ревякин, чье творчество, возможно, наиболее созвучно башлачевскому, задумал трибьют «Серебро и слезы». В нем он попытался довести песни Башлачева до окончательной рок-н-ролльной формы. Все аранжировки сделал «Калинов мост», петь пригласили других современников поэта: Юрия Шевчука, Константина Кинчева, Гарика Сукачева, Вячеслава Бутусова. Из-за проволочек с авторскими правами итоговая запись вышла лишь спустя четыре года.

«Башлачева, мне кажется, крайне сложно испортить, в каждой метафоре, в каждой строчке он просматривается, слышится, все это читается и вкушается», — говорил Ревякин. Пожалуй, это самый известный трибьют Башлачеву, но при всей вложенной любви и скрупулезности — вызывающий мало эмпатии. 

Башлачев исполняет «Все от винта» на знаменитом концерте в коммуналке у Бориса Гребенщикова в 1986 году.

25/17 «Имя имен»

Популярные рэп-рокеры из Омска создавали кавер для ревякинского трибьюта, но в финальную альбомную версию не попали. Вероятно, потому что в этом ремейке они «позволили себе дискутировать с оригиналом». 

Версия песни «Имя имен» из альбома «Вечный пост», записанного в мае 1986 года в студии группы «Звуки Му» на Николиной Горе в Москве.

ДДТ «Дороги»

Юрий Шевчук начал свой петербургский период творчества одновременно с Башлачевым. Хорошо известна запись их совместного акустического концерта в Ленинграде в марте 1985 года под названием «Кочегарка» (на кассетах выходила с подзаголовком «Четвертый день Третьего фестиваля» — это выступление состоялось на следующий день после завершения очередного фестиваля Ленинградского рок-клуба).

Лидер ДДТ посмертно посвятил Башлачеву песню «Дороги»: «А я вчера похоронил корешка, / Да он подлец да помирать не захотел, / Корешок растет, живехонек в земле». В документальном фильме «Время ДДТ» под эту песню показаны кадры с похорон Башлачева, снятые режиссером Алексеем Учителем.

Борис Гребенщиков «Кони беспредела»

Смерть Башлачева для всех его друзей по рок-тусовке стала сильнейшим шоком. Как признавался Борис Гребенщиков, тогда он почувствовал, что творческий пласт, который разрабатывал Башлачев, грузом лег на плечи близких соратников поэта. В результате сам БГ написал в 1992 году «Русский альбом» — как можно с уверенностью сказать сегодня, свой величайший альбом. Крестным отцом пластинки он называл Башлачева; напрямую с ним связывал и песню «Кони беспредела».

Источник

Подписывайся на нас в Яндекс.Дзен

Вернуться к списку новостей

Новости, которые вас могут заинтересовать

Другие статьи по тегам

{% status[currentStream]['station'] %}

{% status[currentStream]['artist'] %}

{% status[currentStream]['title'] %}

НАШЕ Радио

{% artistOther('nashe') %}

{% songOther('nashe')%}

{% track.date_formatted %} {% track.artist %} / {% track.title %}

ROCK FM

{% artistOther('rock') %}

{% songOther('rock')%}

{% track.date_formatted %} {% track.artist %} / {% track.title %}

Радио JAZZ

{% artistOther('jazz') %}

{% songOther('jazz')%}

{% track.date_formatted %} {% track.artist %} / {% track.title %}

Радио ULTRA

{% artistOther('ultra') %}

{% songOther('ultra')%}

{% track.date_formatted %} {% track.artist %} / {% track.title %}

Последние
10 песен

Закрыть
{% track.date_formatted %} {% track.artist %} / {% track.title %}