{% currentStation == 'nashe' || currentStation == 'rock' ? 'Сообщение ведущим' : 'Сообщение в эфир' %}

Отправить сообщение

Сообщение бесплатное

Прием сообщений ведущим доступен через telegram-бота.

В студии сейчас никого нет, поэтому отправить сообщение некому 🙁

Ошибка. Попробуйте обновить страницу

Ваше сообщение отправлено!

Было бы вам удобно писать в эфир через бота в Telegram вместо сайта?

Авторизация через социальные сети
Вконтакте
Новости НСН

Где и как снимали обложки легендарных альбомов

Обложки альбомов, может быть, и потеряли в значении со смертью физических носителей, но так ли легко забыть бегущую по полю троицу на «Русском поле экспериментов» «Гражданской обороны»? Или постперестроечную улицу Рубинштейна на «Черный пес Петербург» «ДДТ»? Или лаконичное «45» на обложке одноименного альбома «Кино»?

Фотографы, музыканты, модели и дизайнеры, которые работали над обложками важнейших русских альбомов, рассказали, как те создавались.

«Гражданская оборона» — «Русское поле экспериментов»

Девять коротких песен — и финальная 14-минутная, одна из самых неудержимо страшных в дискографии группы, давшей название не только альбому, но и вышедшему в 1994-м сборнику стихов Егора Летова, Янки Дягилевой и Константина Рябинова.

Андрей Кудрявцев, фотограф:

Мы время от времени делали вылазки из Чкаловского поселка в близлежащий лесок и снимали там. К одной из вылазок приехали ребята.

И мы пошли просто поснимать. Это был конец октября либо ноябрь, день или даже ближе к вечеру. Нашли горку с березами, был легкий снежок. Я предложил им побегать по горке вверх-вниз. Сделали десятка два-три кадров — я ловил их в разных фазах движения. Так получилась эта обложка. Я даже не помню, конкретно ли эта фотография делалась под «Русское поле экспериментов», или мы просто бегали. Знаю, что потом, когда эту фотографию сделали, я говорю: «Егор, смотри, как идеально под „Русское поле экспериментов“ подходит». Он говорит: «О, да, круто». И в итоге это стало обложкой.

А так мы регулярно ездили — то попрыгаем в горе мусора, то вокруг лужи побегаем. Егор любил очень динамичные фотографии. За колючей проволокой его самый знаменитый снимок — это я его долго уговаривал встать за эту проволоку. Он отказывался, говорил: «Да ну, попса какая-то», — «Да встань ты, я сделаю кадр для себя». Он ради меня встал — в итоге это стало его лучшей фотографией.

«Аквариум» — «Радио Африка»

«Последствия авангардистских поисков Гребенщикова и Курехина не могли не сказаться на саунде», — писал Александр Кушнир об альбоме «Радио Африка» в книге «100 магнитоальбомов советского рока». Так же и на обложке, где не указано название группы, зато есть иероглифы и загадочная фотография Всеволода Гаккеля.

Андрей Усов, фотограф:

Мы очень долго готовили обложку. Было несколько попыток, несколько поездок. Для «Радио Африки» у меня была совершенно другая идея: я хотел сделать графическое черно-белое изображение фигур людей без лиц на фоне неба. Но на тех съемках не оказалось Бориса. Он достаточно ревнив — не присутствовать для него было неправильно. На окончательном варианте обложки Бори тоже нет, но на подпольной катушке с четырехсторонним оформлением он присутствует — там он воздевал руки к черному небу.

Сперва мы снимали в июле в Солнечном — эта съемка не использовалась. Тогда был Сева (Гаккель), Витя Цой, Марьяна (Цой), Люда (Гребенщикова). Довольно забавная, но в основном обнаженная съемка. Она не пошла. Дотянули до холодного сентября и в неприятный промозглый день сделали съемку у гостиницы «Прибалтийская» на берегу у залива.

Снималось это десятирублевым двухобъективным фотоаппаратом «Любитель» 6×6. Да, собственно, практически все альбомы «Аквариума» и «Зоопарка» я оформлял с помощью «Любителя» — потому что он имел, во-первых, квадратный кадр, во-вторых, приличную оптику.

Боря принес какой-то странный текст с иероглифами, сам он точно не знал, что там написано. Мы решили на обложку название группы не выносить. В оригинале — «Радио Африка» и все, какие-то фамилии. А группа «Аквариум» так и не обозначена. Когда уже сделали версию для «Мелодии», там пояснительный текст содержал слово «Аквариум». Но на первой стороне на обложке этого слова нет. Наверное, все было в логике 1983 года: это было довольно тяжелое время — последняя КГБ-шная отрыжка, когда группа была запрещена, и даже на фестивале в Выборге, который состоялся в июле 1983-го, «Аквариум» выступал под названием «Мануфактура-2».

Как идея человека, входящего в кадр, связана с альбомом? А никак. А как фигура человека, идущего с рефлектором вместо головы, связана с альбомом «Треугольник»? Мы с Борей всегда старались делать что-то неожиданное, загадочное, чтобы задавались вопросы.

«Кино» — «45»

Первый альбом группы «Кино» — на то время дуэта Виктора Цоя и Алексея Рыбина. Простым и гениальным песням — соответствующее оформление.

Алексей Рыбин, участник группы:

Фото, на котором мы в траве (на обложке оригинального издания), делал Леша Вишня возле моего дома. Мы вышли с фотоаппаратом и искали красивый фон. Нашли кусты на пустыре и сняли.

Как выбирали одежду? Что было красивого, то и надели. Идея была новой романтикой — в духе Duran Duran, Spandau Ballet и так далее.

Я жил там лет 20. Сейчас на этом месте все застроено.

Tequilajazzz «Сто пятьдесят миллиардов шагов»

Музыка Tequilajazzz звучит одновременно успокаивающе, энергично и изобретательно, что отлично демонстрирует «Сто пятьдесят миллиардов шагов» — расстояние от Земли до Солнца, как прочитал в одной книге лидер группы Евгений Федоров.

С обложкой, судя по воспоминаниям очевидцев, получилась не самая приятная история — напоминающая случай с альбомом Vampire Weekend «Contra», когда модель Энн Кирстен Кеннис подала в суд на группу, лейбл и фотографа за использование ее изображения много лет спустя.

Павел Васильев, фотограф:

Для альбома выбирались готовые фотографии из моей коллекции. Эта фотография описана в статье «Петербургский модерн Павла Васильева, или Новый путеводитель». Ее автор Ануш Вардан — арт-критик и режиссер — с детства знает музыкантов Tequilajazzz и познакомила с ними.

Фотография называется «Татьяна Кабанова. Старая деревня. 8 июля 1995 г.». Она сделана на камеру «Киев 6С» для пленки 6×6 рядом с виадуком на улице Савушкина, 115.

Татьяна Кабанова — это актриса и певица, у нее был когда-то хороший цикл по Вертинскому. Почему такая одежда? В ней она пришла на съемку. Я снимал Кабанову как альбомный портрет-произведение и обещал фотографии для ее рекламной статьи в журнале «Шансон». Потом она устроила скандал, что попала на обложку диска. Я снимал не певицу, а романтический образ в своем стиле — устремленный во время, к Солнцу — и подарил ей оригиналы в авторской печати.

Снимал наугад — такой плотный фильтр, что даже не видно было изображения. На пленку снимать неизмеримо труднее, чем на цифру, тем более когда ты первооткрыватель, а не тиражируешь уже снятое тысячу раз.

Для оформления диска еще использована фотография девушки с розой «Нечаянная радость». Эта девушка — ясновидящая и сейчас известный художник в США, выигрывала архитектурные конкурсы и строит небоскребы.

Мария Гареева, дочь модели:

Мама сказала, что говорить об этом не особо хочет. История такая: мама оплатила фотосессию, она проходила в Питере в районе Савушкино, мы снимали несколько часов, я помогала с костюмами. Мне тогда было 14–15 лет. Часть фотографий подошла маме для ее проекта, негативы остались у фотографа.

Через какое-то время маму пригласили на презентацию альбома группы, сообщили, что выкупили негатив фотосессии и использовали фото в качестве обложки. Без разрешения мамы.

Презентация была тихой. Мама была не очень рада, что без ее разрешения использовали негативы. Это был 2000 год, кажется, и претендовать на какие-то права она не захотела.

«Машина времени» — «В круге света»

Чрезвычайно активно гастролировавшая во время записи альбома — в конце 80-х — группа смотрит на зрителя на обложке, как The Beatles. Звучит, впрочем, иначе — участники были хорошо осведомлены о нью-вейве и старались разнообразить звучание.

Александр Кутиков, участник группы:

Обложку мы придумали сами, и это довольно понятная отсылка к битловским фотографиям Ангуса Макбина. Причем даже не к той, 1963 года, где они все в костюмчиках и улыбаются, которая пошла на обложку альбома «Please Please Me», а ко второй — в 1969-м, уже совсем незадолго до распада, они еще раз позвали Макбина, поднялись на ту же лестницу офиса EMI и встали в те же позы. Только теперь они уже были обросшие, усталые и не особенно веселые. Его мы и решили повторить, потому что сами в это время были джинсовые, волосатые и бородатые взрослые дядьки. Фото было сделано в Ленинграде, во время очередных гастролей, в одном из дворов-колодцев. В каком, не помню, потому что мы его выбрали именно из-за его типичности. Снимал покойный Виктор Пищальников.

«ДДТ» — «Черный пес Петербург»

Концертный альбом группы «ДДТ». Для привлечения внимания к самому концерту группа придумала промоакцию, во время которой и была сделана фотография обложки. Вопреки распространенным в интернете сведениям, модель — не художник, а пса зовут не Тоська.

Александр Бровко, на тот момент участник концертного состава группы:

На обложке изображен приятель группы Сергей Брок — знакомый Шевчука еще с приезда в Питер. У нас была промоакция концерта «Черный пес Петербург». Брок в черном плаще-пальто, с огромным ньюфаундлендом и надписью на груди «Черный пес Петербург» ходил по Невскому проспекту и улицам центра города. Чья идея, не могу вспомнить, но, поскольку Брок — высокий видный мужчина, выглядело это внушительно. Сфотографировал его художник Вова Дворник на Пушкинской улице.

Сергей Брок, изображен на обложке:

Снимок был сделан на улице Рубинштейна. Как придумали акцию, уже не помню. Как всегда, шла работа над альбомом, в перерыве сидели курили, смеялись, анекдоты травили, у Юры возникла идея: «А что, давайте так». Еще есть деятельный человек Юрий Белишкин (продюсер, экс-директор группы «Кино». — Прим. ред.) — помню, как с ним ездили в училище Дзержинского, где какие-то друзья его дали длинную шинель. Он же нашел собаку-водолаза, с которым я несколько дней ходил.

Все это делалось весело, с драйвом — кто-то что-то придумывал, подсказывал; интересно, здорово, что все было непохоже, непонятно. Обложку готовил Вова Дворник. Он мне позвонил ночью часа в два или три, говорит: «Серега, как зовут твою собаку?» Мне в голову не пришло, о чем он говорит: у меня такса была. Звали Тоська. Ну я ему пробубнил: Тоська ее зовут. А на самом деле пса на фотографии звали по-другому!

То, что я был художником, — это тоже был творческий вымысел Юры и Вовы Дворника. Для меня было большой неожиданностью, что сама фотография окажется на альбоме. Юра Шевчук потом сказал: «Мы все хотели тебе сделать приятное».

«Би-2» — «Иnомарки»

Скользкие улицы, и иномарки действительно целуются — в самом сердце столицы Нидерландов.

Катя Добрякова, дизайнер обложки:

Я делала дизайны обложек альбомов многих артистов — «Би-2», «Сплин», «Ночные снайперы», «7Б». Эту фотографию сделал мой друг в Амстердаме. На тот момент мне очень нравились «жуки» — я даже хотела себе купить, хотя все отговаривали. И мне понравился кадр, потому что он был очень яркий. Я решила попросить его у автора, и он мне его любезно предоставил.

Игорь Аскаров, автор фотографии:

В начале 2004 года в ICQ подруга Катя спросила, нет ли у меня фотографий с автомобилями. Чем оригинальнее, тем лучше. Я к тому моменту уже несколько лет увлекался фотографией. Особенно меня интересовала уличная, в которой машины если присутствовали, то только как часть сюжета или композиции.

В 2002 году я побывал в Амстердаме. Прочитав о том, насколько красочна жизнь в Голландии, о море тюльпанов и разноцветных домах, я взял с собой несколько роликов цветной слайдовой пленки. На самой первой из них, на которую от эйфории попало буквально все подряд, каждый трамвай и каждая урна, была фотография машин: двух отлично сохранившихся Citroën 2CV. Самые настоящие «Иномарки»! Именно эта фотография была использована в предварительном макете, который, к моему удивлению, был одобрен группой.

Источник

Вернуться к списку новостей

Новости, которые вас могут заинтересовать

Другие статьи по тегам

{% status[currentStream]['station'] %}

{% status[currentStream]['artist'] %}

{% status[currentStream]['title'] %}

НАШЕ Радио

{% artistOther('nashe') %}

{% songOther('nashe')%}

{% track.date_formatted %} {% track.artist %} / {% track.title %}

ROCK FM

{% artistOther('rock') %}

{% songOther('rock')%}

{% track.date_formatted %} {% track.artist %} / {% track.title %}

Радио JAZZ

{% artistOther('jazz') %}

{% songOther('jazz')%}

{% track.date_formatted %} {% track.artist %} / {% track.title %}

Радио ULTRA

{% artistOther('ultra') %}

{% songOther('ultra')%}

{% track.date_formatted %} {% track.artist %} / {% track.title %}

Последние
10 песен

Закрыть
{% track.date_formatted %} {% track.artist %} / {% track.title %}