Хелависа: "Я вообще ничего не хочу доносить миру"

07.03.2020

Хелависа ответила на вопросы ивановского СМИ.

— В прошлом году вы выпустили альбом в честь 20-летия «Мельницы» –«2.0. Vintagesession». Как вы отбирали для него песни из всего многообразия материала?

— В первую очередь мы просто хотели записать и снять лайв в студии, поэтому в основу релиза легли те песни, которые в тот момент мы регулярно играли в концертной программе. С одной стороны, нам было важно показать те песни, которые в нынешнем звучании сильно отличаются от своих старых студийных версий (например, «Воин Вереска»). С другой, специально для этой программы мы сделали акустический блок, где уже некоторые новые песни прозвучали в соответствующей аранжировке («Марсианский Экспресс»). И наконец, мы хотели, чтобы в записи участвовали наши друзья и коллеги Михаил Смирнов и Артем Якушенко, и поэтому подобрали те песни, в которых была возможность прозвучать соответственно аккордеону и электроскрипке.

— Одно время «Мельница»экспериментировала со звучанием, делала более роковые аранжировки, а что сейчас? Не стоит ли вашим ценителям ждать еще каких-то смелых решений? Может коллаборацию с рэп-исполнителем, или дуэт с кем-то — сегодня подобное в тренде?..

— Можно отметить еще один, возможно, самый смелый наш эксперимент со звучанием — это симбиоз современной электронной музыки и акустических струнных на нашем с Сергеем Вишняковым альбоме «Люцифераза». Сейчас мы работаем над новым материалом, он и будет диктовать характер аранжировок. Что касается дуэтов — на последних пластинках у нас были два мощнейших дуэта с Эдмундом Шклярским и Борисом Гребенщиковым. А от «фита» какого-либо рэп-исполнителя я совершенно не откажусь, если он будет уместен в песне. Материал диктует все.

— Как вообще пишется? Что сначала — музыка, или слова? Многие творческие люди сетуют, что в современном ритме жизни сложно сконцентрироваться, сложно уделить время собственному творчеству, а писалось, дескать, хорошо лишь в юношеские годы? Вы с подобными рассуждениями не согласны?

— Пишется очень по-разному. Иногда рождается рифф, иногда сразу мелодия, иногда какая-то отдельная строчка или даже образ, а иногда внезапно все вместе. Самое интересное — это работа в соавторстве. Скажем, вот у меня лежит музыкальная канва, но никак не идет текст, и тут Ольга Лишина присылает мне наметки, и я немедленно на их основе начинаю записывать строчки. Или музыку присылает мне Сергей, и оказывается, что подходящие наметки текста были уже у меня. Я не считаю, что творчество нужно отдавать на откуп ветреной музе, которая приходит как хочет и действительно по большей части в молодости. С вдохновением можно и нужно работать. Мы все же ремесленники.

— Как вы относитесь к нашумевшим фэнтези-сериалам («Игра престолов», «Ведьмак» и т.п.). Не кажется ли вам, что масс-культура активно принялась уничтожать фэнтези-миры, подгоняя их под поп-стандарты широкой аудитории — зрелищность становится частью поп-корна, дух подменяется грязью… В свое время так были  ассимилированы и гранж, и рейв, и пресловутый русский рок. У вас есть метод персонального сопротивления этой всепожирающей Пустоте?

— Я тут на стороне масскульта. Не вижу ничего плохого в том, что культура фэнтези перестанет быть секулярной, что больше народа познакомится с произведениями Мартина, Сапковского, Толкина наконец. Грязи я тут не вижу, попкорн искренне не люблю. Поэтому персонального сопротивления у меня тоже не случилось — в конце концов, плох тот артист, который не хочет собирать бОльшие залы, больше гастролировать, больше зарабатывать, а это значит, что нам тоже нужно быть частью массовой культуры.

  Чем вы вдохновляетесь? Можете назвать любимые фильмы, книги, музыку и игры за последнее время?

— Наверное, мой главный фильм прошедшего года — это «Однажды… в Голливуде» Тарантино. Я уже пересмотрела его (по-английски) и буду еще, мне так уютно в этой истории. Очень долго я читала афрофэнтези Марлона Джеймса «Черный леопард, красный волк» (по-английски) и прошла путь от ненависти к восхищению (правда, русский перевод я еще не смотрела, а его сильно ругают). Из последних музыкальных релизов могу отметить пластинку Майка Паттона и Жана-Клода Ванье «Corpse Flower». А в игры я не играю вовсе. 

 Кроме музыки вы занимаетесь литературной деятельностью. Как вы к этому пришли? Дифференцируете ли для себя творчество музыкальное и литературное или для вас это разные стороны одной медали — того, что вы хотите донести миру?

— Я вообще ничего не хочу доносить миру. Я — просто проводник массы информации, и иногда она выливается в форму песен, реже — в форму стихов, а иногда внезапно хочет стать книгой. В бытность научным работником я много занималась переводами, потом выпустила книгу сказок, а сейчас заканчиваю научно-фантастическую повесть, которая является по сути моим собственным фанфиком по миру пластинки «Люцифераза».

 Считаете ли вы, что талантливый человек талантлив во всем? Вы — мультиинструменталист, пишете стихи и прозу, имеете научную степень, занимаетесь модой. Может быть, нам неизвестна еще какая-то ваша грань? Картины не пишете? Скульптурой не занимаетесь? Как вы вообще находите на все время и силы, в чем секрет вашей многогранности?

— Нет, я считаю это выражением неумным и даже вредным — можно быть талантом в одной области и абсолютным пнем в другой. Нарисовать я могу разве что домик и собачку! Я очень люблю изобразительное искусство и неплохо в нем разбираюсь, но саму рисовать никогда не тянуло. Зато я хорошо вышиваю, могу плести макраме и бисер. Времени и сил на все, чего бы я хотела, у меня, конечно же, не хватает, но я стараюсь самодисциплинироваться. Иногда составляю себе расписание дня, как барон Мюнхгаузен — «девять утра, подвиг».

 Вы очень много путешествуете, видите самых разных людей в больших и малых городах мира. Разные ли люди в разных городах и странах, чем отличаются? К примеру — в Дублине и в Иванове люди разные? Когда вы путешествуете из города в город, вы видите отдельных хороших людей, социальную прослойку, серую массу? Нет разочарованности в человечестве вообще?

— Ну, конечно, люди все очень разные. В одной маленькой Европе такая плотность менталитетов, этносов, религий и прочего, что только успевай оглядываться, это же интересно. А путешествие путешествию рознь — ведь на гастролях мы в основном видим нашу собственную публику, а в туристических поездках я вижу обычных людей, как вы выражаетесь, «серую массу». И нет, при всех своих недостатках человечество пока меня не разочаровало.

Источник

Чтобы увидеть новость полностью, перейдите на полную версию страницы