Музыкальный журналист Алексей Певчев специально для НАШЕ.ру рассказал об уникальной личности музыканта и актера Петра Мамонова, которого не стало 15 июля.
Конечно, сколько бы мы все (да и в первую очередь – он сам) ни говорили про Мамонова, разговор будет начинаться со «Звуков Му». Даже несмотря на то, что группа возникла, существовала и даже успела распасться, когда многих из сегодняшних почитателей таланта Петра Николаевича, не было на свете. Я понимаю тех, кто белой завистью завидует тем, кто видел «Звуки Му» живьем. Тем не менее, очень важно, что «Звуки» были коллективом нашего времени и осталось множество видео с их концертами.
С самого начала «Звуки Му» были не похожи ни на кого – как музыкально, так и на сцене. На сцене – особенно. Кто не понимал, о чем они поют, добирал за счет увиденного шоу.
Что важно, «Звуки» начинали, когда их осевым создателям Мамонову и его другу Александру Липницкому было уже за 30 — взрослые мужики среди молодняка тогдашней рок-сцены. Ситуация тут была двояка: с одной стороны, у них уже был серьезный жизненный опыт – есть, о чем писать песни, с другой – времени на разгон не так много. Именно поэтому Липинцкий – а он был однозначно продюсером группы — ратовал, чтобы у команды все было только лучшее. От фирменных музыкальных инструментов по цене космического корабля до сценических одежд.
Ну, а за музыкально-текстовую и визуальную составляющую отвечал Петр Николаевич. Или «Петя Мамонов, отец родной!», как ему орали из зала. Музыка у «Звуков Му», конечно, была очень причудливая, но это тоже было сделано специально – они должны были выделяться! Ну, а с таким фронтменом иначе и быть не могло.
Мамонов — потрясающий харизматик, артист, танцор, шоумен, но не только. Он интеллектуал, выходец из отцовской библиотеки. Из таких же библиотек вышли Андрей Макаревич, Борис Гребенщиков, Майк Науменко, Егор Летов, Леонид Федоров, Александр Васильев, да и все наши рок-поэты. Просто играть на гитаре и эпатировать, старясь попасть в тренд — это не про них и, конечно, не про Мамонова.
Он во всем шел до конца – музыка, кино, театр, встречи со зрителями эти рок-н-рольные стендапы в манере раннего Тома Уэйтса.
Интересно, что у «Звуков Му» — одной из самых ярких групп русскоязычного рока — не возникло ни одного ярко выраженного последователя. Такая глыба и такой харизматик во главе. По текстам разве что могу назвать Алексея Чоя и группу «Девять».
Достаточно давно, когда Петру Николаевичу вручали премию НАШЕго Радио за заслуги за вклад в дело рок-н-ролла, его поздравлял Шнур песней «Дымит резина». И это было максимально круто. Новый эпатажник и фрондер в этой песне нашел что-то максимально верное, созвучное раннему Мамонову: в тексте, в музыке, в подаче. Это не было никакой преемственностью, но это было 100% гармонично.
То, что делал Мамонов после «Звуков Му», гораздо сложнее и насыщеннее. Безусловно, это был результат его внутренних изменений, его духовного роста. Заглянув в бездну на раннем этапе, он однозначно должен был взлететь на те вершины, которые были понятны только ему одному. У группы Black Sabbath была пластинка, название которой переводится как «Мы, продавшие свои души за рок-н-ролл», и если на начальном этапе Мамонов занимался этим в полный рост, то позже уже неустанно свою душу спасал.
Мамонов оставил нам огромное количество песен и тезисов, которые нужно осмыслить. Уникальные работы в кино и в театре. Он остался непревзойденным, неподражаемым, необъяснимым и честным. И именно поэтому – абсолютно рок-н-ролльным. Пускай в сугубо музыкальном плане это, возможно, и было далеко от законов жанра.
Вот, только штука в том, что однажды переступив все эти законы, Петр Мамонов в итоге сам стал их создавать, делая только то, что ему близко, интересно и главное важно.
Чтобы увидеть новость полностью, перейдите на полную версию страницы