Отечественные фильмы, покорившие Каннский кинофестиваль

08.07.2021

Каннский кинофестиваль является одним из старейших и самых престижных в мире.

Андрей Рублев (1966)

Несмотря на то что «Андрей Рублев» был всего лишь вторым фильмом Андрея Тарковского, в Канны он приехал в статусе одного из самых талантливых молодых режиссеров. Это фильм сложной судьбы: его показали в СССР в 1966 году, но из-за цензурных соображений убрали на полку; дирекция Каннского кинофестиваля со второй попытки уговорила советское руководство устроить международную премьеру фильма на Лазурном берегу — те согласились, но при условии, что «Рублев» будет показан вне конкурса и лишь одним сеансом в последний день.

Русь начала XV века. Страну раздирают княжеские междоусобицы. Набеги татар, голод и мор преследуют народ… В эту трагическую эпоху появляется на Руси великий живописец, жизни и творчеству которого посвящен фильм.

Сведения о нем скудны и отрывочны. Лишь немногие творения гениального мастера дошли до нас. Авторы фильма стремились воссоздать духовный мир Андрея Рублева.

Летят журавли (1958)

Главный приз фестиваля «Золотая пальмовая ветвь» достался картине «Летят журавли» Михаила Калатозова в 1958 году. Это единственная на сегодняшний день отечественная кинолента, получившая «Золотую пальмовую ветвь» Каннского МКФ. Фильма был признан «идеологически неправильным» и был раскритикован Никитой Хрущевым, однако вошел в учебники и вдохновил целое поколение кинематографистов

Рассказ о людях, в чьи судьбы безжалостно вторглась война. Не все смогли с честью вынести это испытание. В центре киноповести — трагическая история двух влюбленных, которых разлучила война.

Сибириада (1979)

«Сибириада» — четырехчасовое полотно о судьбе двух сибирских семей на фоне ключевых событий истории страны: от Октябрьской революции до строительства крупнейшей в регионе ГЭС. Оказывается, Франсуаза Саган, которая в 1979 году была председателем жюри, настаивала на том, чтобы главный приз поделили «Апокалипсис сегодня» и «Сибириада», но из-за ухудшившихся отношений между СССР и США было решено поделить «Золотую пальмовую ветвь» между фильмом Фрэнсиса Форда Копполы и «Жестяным барабаном» Фолькера Шлёндорфа. Андрею Кончаловскому достался лишь почетный Гран-при жюри.

В сибирской глухомани, среди тайги и болот, живут в небольшом селе Елань две семьи, издавна враждующие меж собой: «кулаки» Соломины и бедняки Устюжанины. И не ведают они до поры, что суждено им породниться, что вопреки всем ветрам истории судьба будет сталкивать их снова и снова, и в ненависти, и в любви; не ведают, какие кровавые, трагические события ждут их впереди.

Солярис (1972)

Через год после фестиваля «Солярис» вышел в советских кинотеатрах, где пользовался неизменным успехом — в ограниченном прокате фильм провел около 15 лет. Но, несмотря на любовь зрителей и одобрение кинокритиков, в историю вошел именно отзыв о фильме Станислава Лема, автора оригинального романа — он обозвал Тарковского дураком и после шести недель консультаций уехал обратно в Польшу. 

На космическую станцию, сотрудники которой давно и тщетно пытаются сладить с загадкой планеты Солярис, полностью покрытой Океаном, прибывает новый учёный, психолог Крис Кельвин. Его задача — разобраться в странных сообщениях, поступающих со станции и закрыть её вместе со всей бесплодной «соляристикой». Поначалу ему кажется, что немногие уцелевшие на станции ученые сошли с ума, а потом он и сам становится жертвой жуткого наваждения: ему является его жена Хари, некоторое время назад покончившая с собой.

Покаяние (1984)

Скандальный фильм эпохи перестройки, который сначала был запрещен в стране, а потом стал одним из главных событий советского кинематографа 1980-х и был удостоен Гран-при жюри Каннского кинофестиваля.

Действие развивается, будто вне времени, без строгого указания на тридцатые годы XX-го века. В образе диктатора Варлама Аравидзе можно узнать черты и Гитлера, и Муссолини, и Сталина, и Берии. Три поколения одной семьи расплачиваются за грехи отцов. Когда-то жертвами тоталитарного режима стали Сандро Баратели и его жена. Спустя годы их дочь Кети мстит за родителей…

Такси-блюз (1990)

Павлу Лунгину повезло не только попасть с дебютным фильмом в основной конкурс Каннского кинофестиваля, но и получить приз за лучшую режиссуру. «Такси-блюз» — очень личный для постановщика фильм, который был написан под впечатлением от политики перестройки и отражал его внутренние переживания.

По сюжету в Москве судьба сводит двух непохожих мужчин: таксиста Ивана, работягу советской закалки, и своенравного саксофониста и алкоголика Алексея. 

Утомленные солнцем (1994)

Жюри 47-го Каннского фестиваля, куда вошли Клинт Иствуд и Александр Кайдановский, отдало «Утомленным солнцем» второй приз — «Золотая пальмовая ветвь» ушла тогда новаторскому «Криминальному чтиву» Квентина Тарантино. Российская критика во многом разделила мнение жюри, признав фильм Михалкова старомодным и конъюнктурным.

Солнечный летний день 1936 года. Молодая страна, полная энтузиазма, празднует 4-ю годовщину сталинского дирижаблестроения. Легендарный комдив Котов и его большая шумная семья отдыхают на даче. В старом доме собралась тьма народу: жена-красавица, непоседа-дочь, тесть — известный русский дирижер, родственники и друзья, домработницы и соседи.

Веселье бьет через край, и мысль, что что-то в жизни может измениться, покажется всем абсурдом. Они все будут счастливы вечно! И никто, даже мудрый Котов, не хочет верить в неизбежное. В то, что этот солнечный день кончится — и не повторится уже никогда.

 

 

Все умрут, а я останусь (2008)

В середине нулевых Валерия Гай Германика бесила неподготовленных зрителей предельно реалистичными документальными короткометражками о жизни современных подростков, думающих только об алкоголе, дискотеках и сексе. На Каннском кинофестивале Гай Германике вручили специальный диплом как одному из лучших дебютных фильмов смотра.

Три девятиклассницы – Катя, Вика и Жанна – самые обыкновенные девчонки из спального района Москвы. В понедельник они узнают, что в субботу в школе будет дискотека, первая в новом учебном году. Всю неделю они проживают, готовясь к этому главному в их жизни событию. Но Катя нагрубила учительнице – и дискотеку могут отменить…

Левиафан (2014)

Фильм вызвал в России широкий резонанс. Уверенная победа на «Золотом глобусе» и в Канне («лучший сценарий»), а затем номинация на «Оскар» вызвали у российских зрителей противоречивые чувства. С одной стороны, фильм «наш» и за него нужно болеть. С другой же — столь острая и критически заряженная картина вызвала у ура-патриотов резкое отторжение.

Автослесарь Николай Сергеев живет со своей второй женой Лилией и сыном от первого брака в маленьком северном городке на берегу моря. Нечистый на руку мэр города Шелевят пытается изъять его дом и землю для собственных нужд. После двух проигранных судов Николай обращается за помощью к бывшему сослуживцу Дмитрию, успешному столичному адвокату. Но приезд московского гостя лишь усложняет и без того непростую жизнь Николая.

Теснота (2017)

«Теснота» — дебютный фильм молодого режиссера, снятый при поддержке студии Александра Сокурова «Пример интонации» и «Ленфильма». Критики, которые видели картину в Канне, отнеслись к ней крайне благосклонно

1998 год, Нальчик. Илана — девочка-подросток из хорошей семьи, которая всё делает наоборот. Перечит матери. Спорит с отцом. Чинит машины в автомастерской, не вылезая из спецодежды. Встречается с парнем, который не нравится её родителям. Пацанка и красавица, она идёт своим путём и жаждет свободы, но когда в доме происходит страшная трагедия, именно Илана оказывается единственной, кто способен спасти семью. Однако какой ценой?

Нелюбовь (2017)

Очередной фильм Звягинцева критики приняли традиционно положительно. Поэтому и призу жюри, который абсолютно заслуженно получила «Нелюбовь», киношная общественность, конечно, порадовалась, хотя все хотели, чтобы фильм все же получил «Золотую пальмовую ветвь». 

Московская семья переживает мучительный развод. Женя и Борис – ещё супруги, но каждый из них уже фактически начал новую главу жизни, и потому им не терпится покончить с формальностями и развестись. В череде конфликтов и бесконечных взаимных претензий Женя и Борис пренебрегают своим единственным ребенком, 12-летним Алёшей, который чувствует абсолютную ненужность обоим родителям. После очередной ссоры Алёша исчезает.

Источник

Чтобы увидеть новость полностью, перейдите на полную версию страницы