Двойные стандарты советского рока

27.05.2020

Многие знают, как непросто было в СССР играть и слушать рок, в первую очередь по причине идеологии и цензуры. Однако в переломные для страны восьмидесятые годы отношения рокеров с властью были весьма своеобразными.

Так, безобидная подростковая группа «Мумий-тролль», игравшая во Владивостоке «психоделический панк», была официально признана самой социально опасной группой наряду с Black Sabbath» — только лишь за то, что в чисто лирической песне «Новая луна апреля» якобы содержала язвительную критику ЦК КПСС.

Студийная работа над дебютной пластинкой группы «Муми Тролль» началась в конце 1983 года. Дебютный альбом получил название Новая луна апреля, одноимённая песня с которого стала большим хитом на модных дискотеках Владивостока. Эта же песня сыграла с группой злую шутку. На апрель приходилось очередное заседание ЦК КПСС, а припев песни звучит следующим образом:

«Новая луна апреля

осветила небосвод,

но мы ей уже не верим,

нам она ничего не несёт».

Между тем агрессивная, ультратяжёлая по тем меркам, бунтарская команда «Коррозия металла» пользовалась поддержкой КГБ, власти, в частности, оказывали ей помощь в организации концертов, о чём Паук неоднократно рассказывал в интервью.

Ничего сверхъестественного в этом нет. С одной стороны, агрессивность и сатанинская атрибутика была доведена в «Коррозии» до почти пародийного состояния, отчего она считается одной из самых «клоунских» групп. С другой стороны, «Коррозия» исполняла идеологически вполне «правильные» песни: об опасностях СПИДа, наркомании, высмеивала религиозный фанатизм. Когда советское правительство осознало, что не способно бороться с прогрессивной молодёжной культурой, идущей из развитого запада, оно решило просто направить активность исполнителей в нужную сторону, призвав их к сотрудничеству.

И, как ни странно, это работало: группы соглашались петь «правильные» тексты, а государство помогало организовывать концерты. Те, кто не принимал такие условия, подвергались травле, но под раздачу случайно попадали и совершенно нейтральные группы, принципиально не способные на какой-либо социальный протест. Впрочем, несмотря на такую ангажированность, в глазах общественности любая рок-музыка была опасным явлением.

Источник

Чтобы увидеть новость полностью, перейдите на полную версию страницы