Подкасты
Меню Магазин
Закрыть
Фото: Ульянова Анна
10.08.2019

Бэтмен и Lumen

Писать музыку для фильмов и видеоигр по лицензии стало обычным делом, но для комиксов это все еще большая редкость. В России первопроходцами в этом деле стала группа Lumen, записавшая музыку для комикса «Темные ночи: Металл» (Dark Nights: Metal). Он будет выпущен издательством «Азбука» к Дню Бэтмена 21 сентября. Портал Канобу поговорил с лидером группы Рустемом Булатовым о том, как он впервые познакомился с Бэтменом и как творчество Lumen перекликается с настроением истории о Темной мультивселенной.
 

Как получилось, что именно вы записали музыку для комикса?

Инициатором совместного проекта выступили представители издательства «Азбука». Они издают комиксы о Темном рыцаре в нашей стране. Собственно, о причинах, по которым были выбраны именно мы, представители издательства уже высказались. По их мнению, образ лирического героя некоторых наших песен созвучен образу Брюса Уэйна. Я поначалу скептически отнесся к таким параллелям, но, когда познакомился со всей историей «Темных ночей», удивился, как много песен, которые были придуманы нами ранее, хорошо подходят к содержанию этой серии.

Чем по-вашему отличается работа над музыкой для комикса и саундтреком, например, к фильму?

Музыка «вшита в фильм». Ее можно выключить только вместе со всей звуковой дорожкой. Композитор — очень важный соавтор кинокартины. Обратите внимание на титры. Нередко композитор идет в списке сразу за режиссером — это признак того, насколько музыкальное сопровождение важно для кино. С комиксами все иначе — саундтрек можно придумать, но это история факультативная. Кто захочет послушать — послушает. Кто не захочет — не станет, и в этом случае, в общем-то, ничего не потеряет. Комикс, как и книга, по отношению к музыкальному сопровождению, вещь самодостаточная. В этом коренное отличие. Для того, чтобы саундтрек к комиксу был востребован, тебе нужно сделать его более чем очень хорошо. Иначе этого никто не услышит.

Что вас вдохновило в комиксе? Расскажите, какое настроение ждать от музыки?

Для саундтрека мы подготовили 11 композиций. Одна из них написана специально. Десять других — песни с прошлых альбомов. Новая песня нашпигована прямыми цитатами из серии «Металл» — я писал текст по мотивам и под большим впечатлением от «Темных ночей». При этом нам хотелось, чтобы эта композиция не стала слишком простой. Было искушение пойти по легкому пути — Бэтмен то, Бэтмен се… И все скатилось бы в примитив.

Песня «Страх» не очень сложная по содержанию, но в ней есть особенность. Для тех, кто прочел комикс, она будет неразрывно связана с событиями «Темных ночей» и спин-оффов к ним. Для всех остальных это будет самодостаточное произведение, никак не связанное с Бэтсом. Песня получилась жесткая и мрачная. История обязывала.

Остальные десять песен подобраны по содержанию серии. Я прочел ее не единожды и подмечал для себя: «А вот здесь, как в нашей песне. А вот здесь тоже параллель с нашим треком». Поэтому про любую из композиций саундтрека я смогу точно сказать, какой именно выпуск и какая страница заставили нас включить ее в компиляцию.

Как вы познакомились с Бэтменом? Какие эмоции испытали от образа защитника Готэма?

Впервые я увидел изображение «Бэтмена» в журнале «Ровесник» в 1989 году. Выходил фильм Тима Бертона, поэтому в журнале напечатали постер. Я не знал ни содержания картины, ни единой истории про Бэтмена. У меня был постер, где он стоял возле бэтмобиля и краткая рецензия в журнале. Мне этого было достаточно, чтобы я начал придумывать свои истории с его участием и рисовать логотип с летучей мышью на последних страницах всех тетрадей. Через несколько лет я увидел этот фильм и разочаровался. Мне мои истории нравились больше. В них Бэтмен боролся с фашистами, а потом с преступностью в Советском Союзе.

Планируете ли дальше читать комиксы?

Я, в общем-то, не останавливался. Мне очень нравится «Темная башня» Стивена Кинга. Он решил заполнить некоторые пробелы истории Роланда не в новых романах, а в комиксах. Жду переводы новых частей.

Какой ваш любимый фильм по комиксам? Чем он вас впечатлил?

«Хранители». Другой взгляд на тему супергероев и максимально близко к содержанию графического романа. Саундтрек шикарный. За кадры, которые разворачиваются под песню «The Times They Are A-Changin» Боба Дилана, вообще нужно было отдельную премию дать. Так связать реальную историю и культовые фотографии со вселенной «Хранителей»… Потрясающий прием! Зак Снайдер сделал гениальную экранизацию.

Трилогия Нолана о Бэтмене очень хороша. Моя любимая часть — вторая. «V — значит вендетта» тоже очень понравился…

В США саундтрек к комиксу записали участники Deftones, Mastodon и Fever 333. Знакомы ли вы с их музыкой?

Мне очень нравятся некоторые песни Deftones и Fever 333. Третий коллектив я не знаю.

 

Остается ждать Дня Бэтмена, чтобы посмотреть на результат и послушать новый трек Lumen. А пока в виде бонуса главный редактор «Азбуки» Александр Жикаренцев рассказывает, как все это стало реальным.

Почему именно Lumen? Вы сами вышли на группу или был некий конкурс среди отечественных музыкантов?

Не было конкурса. Сначала мы перебирали кандидатов — это откровенный панк, а эти уже почти не известны, а этот уже совсем не то играет. Видите ли, не было изначально задачи взять вот совсем «металл-металл».

Но группа должна была быть достаточно «тяжелой».Так мы остановились на Lumen. Это такой наш аналог Linkin Park. Они играют достаточно тяжелую музыку, но иногда это просто рок. Настоящий хороший рок. Идеальные кандидаты.

Самое главное — они идеально подходят по своей «идеологии». Они — не равнодушны. Нас, кстати, упрекают: мол, они недостаточно тяжелы. Главное, на наш взгляд, — они «созвучны». Мы связались с директором группы, ну и все случилось. Не знаем, что было бы, если б Lumen не согласились. Было бы очень жаль, потому что не совсем понятно, кто бы вместо них подошел. Но, к счастью, парни «загорелись» нашей идеей.

×