Подкасты
Меню Магазин
Закрыть
07.07.2019

Одно из первых интервью Константина Кинчева

Одно из первых интервью Константина Кинчева центральной прессе, газета «Московский Комсомолец», май 1987 года.
 
 

Мы встретились дома. Уютная московская квартира. Домашняя рубашка, джинсы. Негромко работает старенький телевизор, на кухне готовится ужин. На журнальном столике — большая общая тетрадь с недописанным текстом, тут же, у кресла — гитара.

Смущенная улыбка, закрытый переплет тетради. На нeм надпись — «АЛИСА».

«АЛИСА… Пожалуй, одна из самых острых групп конкурса, но и одна из самых талантливых», — такой текст был дан в «Собеседнике» под одной из фотографий, иллюстрирующих ленинградский фестиваль рок-музыки.

«…И тогда я включаю магнитофон и слушаю «Мое поколение» группы «АЛИСА», — писала «Литературная газета».

Кто она, эта таинственная незнакомка? Где пропадала, откуда появилась, почему вдруг стала популярна настолько, что ее многочисленные ленинградские почитатели объединились в клуб? О чем поет в конце концов? С этими вопросами я пришел к вокалисту группы и автору большинства песен Константину Кинчеву.

— Группа организована в 1984 году в Ленинграде бас-гитаристом Святославом Задерием. Сейчас, по сравнению с первоначальным, состав несколько изменился. Сегодня в «АЛИСЕ»: гитарист Андрей Шаталин, клавишник Польхан Кондратенко, барабанщик Михаил Нефедов и бас-гитарист Петр Самойлов. Слава Задерий собрал новую группу под названием «НАТЕ». Она также член ленинградского рок-клуба. Кстати, НАТЕ тоже однажды уже выступила в Москве.

— Но ведь и ты москвич?

— Да, всю жизнь прожил в районе ВДНХ. Если бы не девушка с Васильевского острова, думаю, жил бы там по сей день. Зачастив в Ленинград, познакомился с местными музыкантами. Показал свои песни и как-то легко и неожиданно для себя остался с ними. В Москве тогда по разным причинам заниматься рок-музыкой было затруднительно. Это ведь только недавно по примеру ленинградцев здесь организована рок-лаборатория.

— Будешь переезжать?

— Буду.

Реальный показатель работы музыкантов достаточно прост: концерты, записанные пластинки. Если концерты группам организует клуб, то с пластинками дело обстоит непросто. До недавнего времени о них музыкантам приходилось только мечтать. Вместо пластинок записывались пленки. В 1984 году сделана первая сольная запись Кинчева «Нервная ночь». Записать пленку помогли музыканты «СЕКРЕТА» Андрей Заблудовский и Алексей Мурашов. На следующий год нынешним составом «АЛИСЫ» выпущен магнитофонный «альбом» «Энергия».

И вот кажется, дело дошло до пластинок. На «Мелодии» готовят выпуск двух миньонов, на которых будут записаны достаточно известные композиции: «Меломан», «Энергия», «Мое поколение» и «Соковыжиматель». Готовится также большая пластинка, но она выйдет ограниченным тиражом только для членов Ленинградского рок-клуба.

Многие называют стиль группы агрессивным. Это чересчур, конечно. Но даже допустив, что это так, можно попытаться объяснить такую характеристику. Молодежь в силу того, что она — молодежь, особенно чутка и нетерпима к обману и несправедливости. Прикрытые скорлупой бюрократизма и славословия, они становятся неуязвимы для многих взрослых, не говоря уже о молодых. Согласитесь, что безразличие — не лучшая манера поведения в этом случае.

Мне неясен взгляд тех, кто устал.
Мне непонятен тот, кто спит…

— звучит песня «Мы вместе», и ее тотчас же подхватывает весь зал. Так было и во время недавних концертов в ЦДТ…

«Молодежь заряжена на действие» — эту фразу повторяют сегодня повсюду. Действительно так. Ее потенциал огромен, его реализация чрезвычайно мала. Обидно, если возможности останутся неиспользованными. Об этом думают сегодня все, об этом поют музыканты.

И если ты увидишь мои глаза в своем окне,
Знай, я пришел помешать тебе спать…

продолжает тему композиция «Мое поколение».

— Как ты относишься к профессиональной эстраде?

— Если говорить о профессионализме в смысле владения инструментом, голосом и т. п., словом, о мастерстве, то очень хорошо. Как иначе можно к этому относиться? Но к различного рода ансамблям, окрещенным кем-то почему-то странным термином ВИА, принадлежащим различным филармониям страны — никак: не верю тому, что они поют. Играли бы инструментальные вещи, зачем утруждать себя и слушателя пустословием?

— А кто из коллег тебе наиболее близок?

— Все те же известные «ЗООПАРК», «АКВАРИУМ», «КИНО», а также, наверное, незнакомая московскому слушателю ленинградская группа «ОБЪЕКТ НАСМЕШЕК». Наша маститая эстрада, к сожалению, во многом не удовлетворяет запросы молодежи. Иначе, чем еще объяснить появление буквально десятков групп в разных городах страны? Естественно, темы, а также формы их подачи они выбирают отличными от тех, которыми пользуются наши заслуженные эстрадники.

В поисках контакта, в поисках рук
Я начал петь на своем языке…

Немного о языке. Все замечают, что он несколько необычен. Причем одна и та же специфика видна у всех упомянутых групп. Значит, можно говорить о некой языковой тенденции.

— Каких поэтов ты бы поставил в ряд своих любимых?

— Ранний Маяковский, Хлебников, Пастернак…

Основной характеристикой стиха, которым пользуются сегодня рок-музыканты, пожалуй, можно назвать неорганизованность формы. Предприняв небольшой экскурс в историю отечественного стихосложения, вспомним, что именно эта черта была главной в поэзии 10-20-х годов нашего века. «У футуристов (к ним принадлежал ранний Маяковский) и их литературных сверстников, — читаем в «Очерке русского стиха» Гаспарова, — акцентный стих становится одним из ведущих размеров». Его использование означало движение от стиховой строгости к языковой естественности. Он выступает знаком вольности и раскованности, что, по-моему, вполне объясняет его выбор рок-музыкантами.

— Каков возраст вашей аудитории?

— Восемнадцать-двадцать лет, но, кто знает, может, нас слушают и те, кто постарше. Во всяком случае, мы считаем своим адресатом молодого человека, впервые сталкивающегося с проблемами мира, в котором он начинает полноправно жить. Поэтому многие вопросы для него серьезны, жизненно важны, часто болезненны — короче говоря, стоят «в полный рост».

— Отказался бы ты от каких-нибудь ранее написанных песен?

— Разве что от совсем ранних. Они были чересчур манерны. А вообще-то отказывайся не отказывайся — они проживают положенный им срок, пока их слушают, а потом исчезают, вместо них появляются новые. Мы живем, проходят дни, проходят и песни.

— Недавно состоялся концерт «АЛИСЫ» в Москве, как ты его оцениваешь?

— Хочу сразу сказать, что то, что видели москвичи в ЦДТ, это уже прошлое группы. Мы отыграли «накатанную» ленинградскую программу годичной давности. Но ведь всегда интереснее показывать то, чем ты живешь в настоящий момент. Если говорить в целом о концертах, удачными считаю те, на которых устанавливается прочный двухсторонний контакт группы и зала. В этом случае идет настоящий обмен энергией слушателя и исполнителя. Пожалуй, это то главное, ради чего выходишь на сцену. С этой точки зрения концерт в ЦДТ удался.

— В Москве скоро будет проведена «Рок-панорама-87». Примет ли «АЛИСА» в ней участие?

— Это будет зависеть от москвичей, от того, смогут ли они организовать участие ленинградцев. Нам, конечно, хотелось бы видеть себя в списке приглашенных. Кстати, на сцене «Панорамы» будет много профессиональных коллективов. Зрителям представится прекрасная возможность оценить кто есть кто.

— Ты обмолвился о сегодняшнем дне группы…

— Мы подготовили к ленинградскому фестивалю рок-музыки новую программу. Пытаемся экспериментировать в направлении театрализации выступления: вводим декорации, элементы актерской игры. Написан ряд новых композиций. Кто интересуется — добро пожаловать в июне в город на Неве.

— На экраны страны вышел художественный фильм «Взломщик» с твоим участием. Мы можем поздравить тебя с актерским дебютом. Расскажи немного об этой работе.

— Спасибо. Дебют, правда, состоялся несколько раньше: еще в школе меня пригласили сниматься в фильме «Мальчик и лось», где, естественно, предложили роль мальчика, тоже музыканта. Так что это не первая работа. «Советский экран» уже познакомил читателей с сюжетом «Взломщика». Поэтому вы, наверное, знаете, что в фильме мне поручена роль музыканта из популярного в городе ансамбля. Так что перевоплощаться особенно не пришлось. Вот только многие ситуации, в которые попадает герой, мне были незнакомы. Поэтому не могу сказать, что Кинчев вел бы в них себя так же, как Лаушкин. Думаю, фильм представит интерес для молодежи. А для любителей рок-музыки лента любопытна еще тем, что в ней можно будет увидеть популярные ленинградские ансамбли «АУКЦЫОН», «КОФЕ» и «ПРИСУТСТВИЕ».

— Как тебе нравится «Звуковая дорожка»?

— Я выписываю «Московский комсомолец» и считаю «ЗД» одной из наиболее удачных музыкальных рубрик. Она интересна как просто любителям современной музыки, так и профессионалам, как чуть ли не единственный источник информации в этой области.

— И последний вопрос: почему «АЛИСА»?

— Точно не скажу. Но для себя я объясняю это имя Ленинградом. Город чудесный, помнишь сказку?

Источник

×