Подкасты
Меню Магазин
Закрыть
06.07.2019

10 величайших гитарных соло

Соло – чистый полет фантазии гитариста, наилучшим образом демонстрирующий его талант в сжатых рамках песенного формата. Представляем подборку из 10 самых эпичных соло всех времен, заставивших миллионы людей играть на «воздушной гитаре» и тянуть вверх «козы» и зажигалки.
 
 
Chuck Berry — «Johnny B Good»

Перед маэстро Чаком Берри остается только снять шляпу – замешанное на традициях блюза и джаза, но сыгранное энергично и грязно, соло из «Johnny B Good» на долгие годы определило само понятие гитарного соло и задало его «золотой стандарт». Такие группы, как например AC/DC, практически всю свою карьеру построили на имитации этой энергетики. Недаром именно эту песню играет в культовом «Назад в будущее» Марти МакФлай ошарашенным выпускникам на школьном вечере: «Вы, наверное, к этому еще не готовы… но ваши дети точно это оценят!»

Jimi Hendrix — «All Along the Watchtower»

Единственный в этом списке кавер, зато какой! Джими Хендрикс дополнил хитромудрую лирику Боба Дилана зубодробительными пассажами своего неудержимого Fender Stratocaster. Как известно, версия настолько покорила самого Дилана, что он изменил аранжировку для концертных выступлений, чтобы она максимально соответствовала версии Хендрикса. Правда, вряд ли в его концертной команде когда-либо играл кто-то хотя бы сопоставимый по уровню с великим левшой-самоучкой. В студийной версии в исполнении Jimi Hendrix Experience вся песня превратилась в одно неостанавливающееся гитарное соло.

Led Zeppelin — «Stairway to Heaven»

Джимми Пейдж всю жизнь демонстрировал такой подход к гитарной игре, который иным его сверстникам казался избыточным – пожалуй, он первый начал на концертах «пилить соляки» продолжительностью по 10 минут и дольше. Здесь же всего в меру: удивительное сочетание звука акустической и электро-гитар (для концертного воспроизведения Пейджу даже требовалась особая двухгрифовая гитара) делает «Stairway to Heaven» одновременно проникновенной и по-особенному заряженной в своей «электрической» части.

Deep Purple — «Highway Star»

Пожалуй, единственное из всего списка соло, живьем звучащее однозначно лучше, чем на студийном оригинале. Фантастическая энергетика «золотого» состава Deep Purple, как поговаривают, была достигнута на японских гастролях 1972 года не без помощи специальных веществ, что не умаляет ее абсолютной, тотальной убедительности. Осторожно: невероятно быстрое и техничное, это гитарное соло может вызвать приступ эпилепсии, если вы не пристегнётесь перед прослушиванием.

Lynyrd Skynyrd — «Free Bird»

Любимый толпой андердог, присутствующий во всех уважающих себя списках величайших соло – монструозный трек с дебютного альбома Lynyrd Skynyrd, поначалу притворяющийся балладой лишь для того, чтобы кульминировать в пятиминутном гитарном пиршестве. Исполненное в три гитары, это соло много лет служило основой для безумных гитарных джемов группы в завершение концерта. Эту традицию переняли и другие группы – её отголоски вы можете услышать, например, в «Fade to Black» Metallica или «Telegraph Road» Dire Straits.

Eagles — «Hotel California»

Безусловно, набившее всем оскомину соло, но явно известное наибольшему числу людей на планете из всех присутствующих в этом списке (посмотрите на количество просмотров видео на YouTube). Да и много ли есть песен, по мотивам сюжетов которых хотели снять полноценный художественный фильм? Разумеется, известность песни в первую очередь обусловлена ее мягким, убаюкивающим звучанием, и пролонгированное гитарное соло играет в этом не последнюю роль. В то же время мастерство Дона Фэлдера и Джо Уолша нельзя недооценивать – созданная ими вязь идеальна и строга как формула ДНК, и звучит одинаково заливисто и в акустических версиях, и живьем, будучи разложенной на 8 гитарных партий.

Van Halen — «Eruption»

Гитарная работа, предвосхитившая, но наилучшим образом представляющая сейчас манеру 80-х – сверх-техничную, но несколько бездушную. Но обойти стороной этот пример «двуручного» тэппинга и экстенсивного использования рычага тремоло мы не могли. По сути, «Eruption» – всего лишь упражнение Эдди Ван Халена, случайным образом угодившее на студийную пленку, но его появление на дебютном альбоме Van Halen в 1978 году произвело в мире эффект разорвавшейся бомбы: все гитаристы разом захотели, чтобы их инструменты ревели так же грозно и пищали так же жалобно. Но повторить это соло было под силу далеко не каждому.

Pink Floyd — «Comfortably Numb»

Возможно, лучшее соло всех времен и народов – во всяком случае, именно так считают миллионы поклонников гитарной музыки по всему миру. Работа Дэвида Гилмора делает именно то, что и должна делать настоящая музыка – за те неполные две минуты, что звучит его Stratocaster перед тем, как удалиться в фэйд-аут, он рассказывает всю историю главного героя альбома «The Wall»: несчастное детство, порушенные отношения, одиночество внутри каменных стен – вот они, как на ладони. И вот уже в горле сам собой встает ком, к глазам подкатывают слезы, дыхание прерывается. Пожалуй, даже хорошо, что соло здесь длится всего пару минут, иначе его неукротимая красота могла бы заставить многих эмоционально нестабильных поклонников Pink Floyd тронуться умом.

Metallica — «One»

За гитарные пассажи Металлики отвечает ученик Джо Сатриани Кирк Хэммет – и каждое из них для поклонников группы становится настоящим откровением. В списках лучших соло всех времен, которыми изобилует интернет, обычно не одно и не два соло авторства Кирка. 8-минутная «One» состоит из двух частей: лиричное вступление, окаймляющее трагическое подвывание Джеймса Хетфилда, и маршеобразное крещендо с впивающимся в мозг подобно бормашине торнадо из высоких нот. Хэммету удалось то, что не смог Ван Хален – его соло в этой песне уникально-технично, но не лишено индивидуальности; оно дословно передает ужас главного героя, оставшегося в темноте без надежды на спасение.

Guns N’ Roses — «November Rain»

Самое «позднее» из культовых соло, большинство из которых, к сожалению, были рождены еще до наступления XXI века. Лучшую балладу Акселя Роуза венчает длинная и сверх-эмоциональная гитарная работа Слэша, заставляющего гитару буквально плакать слезами того самого ноябрьского дождя. Соло, ставшее для целого поколения синонимом понятия рок-н-ролл: кисло-сладкое, заливистое, как будто играющее на территории Aerosmith, но уделывающее их подчистую.

Источник

×